Правовая основа деятельности

РЕШЕНИЕ ГОМЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
7 июля 2020 г. № 558

Об утверждении Положения о главном управлении
      юстиции Гомельского областного исполнительного комитета

Изменения и дополнения:
                               Решение Гомельского областного исполнительного комитета от 11 декабря 2020 г. № 988,
                               Решение Гомельского областного исполнительного комитета от 3 марта 2021 г. № 153

                                                                                                                                      УТВЕРЖДЕНО

                                                                                                                                      Решение
                                                                                                                                            Гомельского областного
                                                                                                                                            исполнительного комитета
                                                                                                                                            07.07.2020 № 558

 

ПОЛОЖЕНИЕ
       о главном управлении юстиции Гомельского областного исполнительного комитета

1. Главное управление юстиции Гомельского областного исполнительного комитета (далее – главное управление юстиции) является структурным подразделением Гомельского областного исполнительного комитета (далее – облисполком) и входит в систему Министерства юстиции.

2. Главное управление юстиции подчиняется облисполкому и Министерству юстиции.

3. Главное управление юстиции в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства, а также настоящим Положением.

4. Основными задачами главного управления юстиции являются:

4.1. реализация единой государственной политики в сферах юстиции, архивного дела и делопроизводства;

4.2. осуществление обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня (далее – базовый уровень), проведение проверок соблюдения в местных Советах депутатов, исполнительных и распорядительных органах базового уровня установленного порядка подготовки, принятия (издания), учета, направления на обязательную юридическую экспертизу нормативных правовых актов, правомерности применения их нормативных правовых актов, не прошедших обязательную юридическую экспертизу;

4.3. организационное, кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности территориальных органов принудительного исполнения;

4.4. контроль за соблюдением нотариусами, Гомельской областной нотариальной палатой Белорусской нотариальной палаты (далее – областная нотариальная палата) законодательства о нотариате;

4.5. руководство деятельностью территориальных органов принудительного исполнения и государственных архивов Гомельской области (далее – область);

4.6. методическое руководство деятельностью отделов записи актов гражданского состояния Гомельского городского, районных исполнительных комитетов, администраций районов в городе (далее – г.) Гомеле (далее – отделы загса), городских (городов районного подчинения), поселковых, сельских исполнительных комитетов (далее – органы загса) по регистрации актов гражданского состояния;

4.7. государственная регистрация территориальных профессиональных союзов, профессиональных союзов в организациях, местных общественных объединений, их союзов

(ассоциаций), местных союзов (ассоциаций) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений), местных фондов, организационных структур республиканских государственно-общественных объединений, созданных в виде юридического лица в организационно-правовой форме организационной структуры республиканского государственно-общественного объединения, государственная регистрация (постановка на учет) организационных структур политических партий, межобластных и областных организационных структур республиканских государственно-общественных объединений, межобластных и областных организационных структур профессиональных союзов и иных общественных объединений;

4.8. осуществление контроля за соответствием деятельности местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), местных фондов, организационных структур политических партий, межобластных и областных организационных структур общественных объединений Конституции Республики Беларусь, иным актам законодательства и их уставам, уставам политических партий и общественных объединений соответственно;

4.9. постановка на учет постоянно действующих третейских судов, созданных в качестве обособленных подразделений (подразделений) юридических лиц, и организаций, обеспечивающих проведение медиации, созданных в качестве обособленных подразделений юридических лиц;

4.10. организация государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей;

4.11. формирование и ведение территориальной части Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГР);

4.12. обеспечение организации принудительного исполнения исполнительных документов и определение основных направлений совершенствования деятельности по принудительному исполнению исполнительных документов;

4.13. осуществление деятельности, направленной на соблюдение законодательства лицами, имеющими специальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по оказанию юридических услуг (составляющие лицензируемый вид деятельности услуги: юридические услуги, риэлтерские услуги);

4.14. формирование Национального архивного фонда Республики Беларусь, обеспечение сохранности документов, организация их государственного учета и использования;

4.15. содействие развитию правовой, документоведческой и архивоведческой науки, обеспечение внедрения научно-методических рекомендаций в практику государственных архивных учреждений и иных организаций;

4.16. правовое обеспечение функционирования Гомельского областного Совета депутатов (далее – Совет), облисполкома и соблюдение законности их деятельности;

4.17. обеспечение освещения в средствах массовой информации вопросов, входящих в компетенцию, за исключением относящихся к государственным секретам или иной охраняемой законом тайне;

4.18. координация деятельности Гомельского городского, районных исполнительных комитетов, администраций районов г. Гомеля по вопросам создания и функционирования службы «одно окно», осуществления административных процедур;

4.19. реализация кадровой политики в главном управлении юстиции, территориальных органах принудительного исполнения, государственных архивах области;

4.20. организация идеологической работы в главном управлении юстиции, территориальных органах принудительного исполнения;

4.21. обеспечение в главном управлении юстиции, территориальных органах принудительного исполнения требований охраны труда, пожарной безопасности, законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мобилизационной подготовки.

5. Главное управление юстиции в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции:

5.1. в сфере осуществления обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов:

5.1.1. проводит обязательную юридическую экспертизу нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового уровня;

5.1.2. оказывает методологическую помощь местным Советам депутатов, исполнительным и распорядительным органам базового уровня при подготовке документов, направляемых для проведения обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов;

5.1.3. проводит проверки соблюдения в местных Советах депутатов, исполнительных и распорядительных органах базового уровня установленного порядка подготовки, принятия (издания), учета, направления на обязательную юридическую экспертизу нормативных правовых актов, правомерности применения их нормативных правовых актов, не прошедших обязательную юридическую экспертизу, и вносит в соответствующие государственные органы обязательные для исполнения представления об устранении допущенных нарушений;

5.2. в сфере деятельности территориальных органов принудительного исполнения:

5.2.1. осуществляет организационное, кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности территориальных органов принудительного исполнения;

5.2.2. организует принудительное исполнение исполнительных документов;

5.2.3. оказывает практическую и методическую помощь судебным исполнителям, в том числе по единообразному применению норм законодательства, а также осуществляет контроль по ведению исполнительного производства в отделах принудительного исполнения;

5.2.4. изучает организацию и практику работы территориальных органов принудительного исполнения;

5.2.5. организует выполнение постановлений, приказов Министерства юстиции по вопросам исполнительного производства;

5.2.6. обеспечивает сбор и анализ отчетной информации об исполнении исполнительных документов территориальными органами принудительного исполнения, контролирует работу территориальных органов принудительного исполнения по ведению первичного учета и статистики;

5.2.7. изучает, обобщает и распространяет положительный опыт работы территориальных органов принудительного исполнения;

5.2.8. разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на совершенствование организации работы территориальных органов принудительного исполнения;

5.2.9. вносит в Министерство юстиции предложения по повышению эффективности деятельности территориальных органов принудительного исполнения и совершенствованию законодательства по вопросам исполнения, о разработке проектов нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов принудительного исполнения, о применении и модернизации программно-технологических средств;

5.2.10. обеспечивает функционирование и техническое обслуживание установленного в территориальных отделах принудительного исполнения программного обеспечения, необходимого для ведения исполнительного производства;

5.2.11. обеспечивает рассмотрение в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;

5.2.12. представляет в установленные сроки в Министерство юстиции информационно-аналитические данные по обобщению работы с обращениями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, информационные справки о результатах проверок территориальных органов принудительного исполнения по исполнению судебных постановлений и иных исполнительных документов, другие сведения о работе территориальных органов принудительного исполнения;

5.2.13. координирует деятельность по внедрению в территориальных отделах принудительного исполнения компьютерных систем правовой информации;

5.2.14. организует в установленном порядке проектирование капитального строительства зданий территориальных органов принудительного исполнения, обеспечивает эффективное использование капитальных вложений;

5.2.15. в порядке, определенном законодательством, организует и проводит закупки товаров (работ, услуг) для обеспечения деятельности территориальных органов принудительного исполнения;

5.2.16. в порядке, определенном законодательством, организует и проводит капитальный и текущий ремонты зданий (помещений) территориальных органов принудительного исполнения;

5.2.17. обеспечивает сохранность имущества территориальных органов принудительного исполнения и прав на него, находящегося в республиканской собственности и закрепленного за главным управлением юстиции на праве оперативного управления;

5.2.18. распоряжается в порядке, установленном законодательством, имуществом, находящимся в республиканской собственности и закрепленным на праве оперативного управления за территориальными органами принудительного исполнения, осуществляет контроль за эффективным использованием этого имущества;

5.2.19. представляет в установленные сроки в Министерство юстиции информацию об объектах неиспользуемого и неэффективно используемого государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами принудительного исполнения, подлежащего вовлечению в хозяйственный оборот для формирования календарного графика по государственному органу (при наличии);

5.2.20. обеспечивает целевое, эффективное и рациональное использование средств принудительного сбора;

5.2.21. накапливает и ведет учет средств принудительного сбора в целом по области и отдельно по каждому отделу принудительного исполнения;

5.2.22. осуществляет иные функции в сфере организации принудительного исполнения, предусмотренные законодательством;

5.3. в сфере нотариата и нотариальной деятельности:

5.3.1. осуществляет контроль за соблюдением нотариусами, областной нотариальной палатой законодательства о нотариате;

5.3.11. координирует деятельность по соблюдению законодательства о нотариате уполномоченными должностными лицами местных исполнительных и распорядительных органов, оказывает им методическую помощь и разрабатывает меры, направленные на совершенствование правоприменительной практики;

5.3.2. регистрирует нотариальные конторы, нотариальные бюро в порядке, установленном Министерством юстиции;

5.3.3. по согласованию с областной нотариальной палатой принимает меры по координации деятельности нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в пределах Гомельского нотариального округа, в том числе распределяет  между ними обязанности по оформлению наследственных прав после отдельных категорий наследодателей, место открытия наследства которых находится в этом нотариальном округе;

5.3.4. по согласованию с областной нотариальной палатой утверждает порядок передачи документов в нотариальный архив либо другому нотариусу в случаях, указанных в части второй пункта 2 статьи 16, частях первой и четвертой пункта 7 статьи 17 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2004 г. № 305-З “О нотариате и нотариальной деятельности”;

5.3.41. по согласованию с областной нотариальной палатой определяет нотариуса, которому передается ведение открытого наследственного дела, в случае поступления от всех принявших наследство наследников заявления (заявлений) о замене нотариуса”;

5.3.5. по согласованию с областной нотариальной палатой устанавливает требования к месту нахождения нотариальных контор, нотариальных бюро в определенном районе города (его части) либо в пределах определенной административно-территориальной единицы;

5.3.6. получает от областной нотариальной палаты, нотариусов сведения и (или) документы, необходимые для осуществления предусмотренных законодательными актами полномочий, при условии соблюдения нотариальной тайны;

5.3.7. согласовывает решения областной нотариальной палаты об образовании (упразднении) нотариальных контор, о назначении (освобождении от обязанностей) заведующих нотариальными конторами, об определении количества стажеров нотариусов;

5.3.8. согласовывает решения правления Белорусской нотариальной палаты по вопросам образования нотариальных бюро в Гомельском нотариальном округе;

5.3.9. принимает от лица, утратившего статус нотариуса, свидетельство на осуществление нотариальной деятельности и документ, подтверждающий уничтожение печати нотариуса, и направляет их в Министерство юстиции;

5.3.10. создает в установленных законодательством случаях совместно с областной нотариальной палатой комиссии и обеспечивает участие своего представителя в работе этих комиссий;

5.3.11. содействует областной нотариальной палате в информационно-правовом обеспечении деятельности нотариусов, проведении мероприятий по повышению квалификации нотариусов;

5.3.12. участвует в разработке проектов нормативных правовых актов в области регулирования нотариальной деятельности;

5.3.13. осуществляет в соответствии с законодательством другие полномочия, связанные с регулированием нотариальной деятельности;

5.4. в сфере деятельности адвокатуры по поручению Министерства юстиции:

5.4.1. получает от коллегий адвокатов сведения и документы, необходимые для осуществления предусмотренных законодательством полномочий, при условии соблюдения адвокатской тайны;

5.4.2. оказывает содействие Гомельской областной коллегии адвокатов в информационно-правовом обеспечении ее деятельности, проведении мероприятий по повышению квалификации адвокатов;

5.4.3. осуществляет иные функции в соответствии с законодательством;

5.5. в сфере регистрации актов гражданского состояния органами загса:

5.5.1. осуществляет методическое руководство деятельностью органов загса по регистрации актов гражданского состояния;

5.5.2. оказывает органам загса методическую помощь по практическим вопросам применения действующего законодательства по регистрации актов гражданского состояния;

5.5.3. проводит проверки деятельности органов загса по регистрации актов гражданского состояния;

5.5.4. оказывает содействие в организации мероприятий по повышению квалификации работников отделов загса;

5.5.5. представляет в Министерство юстиции документы для согласования назначения и освобождения от должности руководителей отделов загса, а также заключения (продления, прекращения) с ними контрактов;

5.5.6. участвует в работе аттестационных комиссий при проведении аттестации руководителей отделов загса;

5.5.7. осуществляет формирование заявок на изготовление бланков свидетельств о регистрации актов гражданского состояния для органов загса, архива органов, регистрирующих акты гражданского состояния, главного управления юстиции (далее – архив органов загса), а также обеспечивает их получение, учет, хранение и выдачу указанным органам;

5.5.8. изучает состояние учета, хранения и использования бланков свидетельств о регистрации актов гражданского состояния в органах загса области;

5.5.9 обобщает и представляет в Министерство юстиции ведомственную отчетность и иную информацию о работе органов загса, изучает и обобщает практику и положительный опыт их работы;

5.5.10. разрабатывает и осуществляет мероприятия по совершенствованию деятельности органов загса по регистрации актов гражданского состояния (семинарские занятия, круглые столы, встречи, стажировки, методические советы и другое);

5.5.11. обобщает и вносит в Министерство юстиции предложения по вопросам совершенствования законодательства о регистрации актов гражданского состояния;

5.5.12. выходит с ходатайством в Министерство юстиции о внесении в установленном порядке предложений о поощрении должностных лиц отделов загса;

5.5.13. осуществляет контроль за проведением отделами загса районных исполнительных комитетов проверок деятельности городских (городов районного подчинения), поселковых и сельских исполнительных комитетов по регистрации актов гражданского состояния;

5.5.14. в случае выявления нарушений законодательства при регистрации актов гражданского состояния выходит с предложением в Министерство юстиции о внесении в соответствующие исполнительные комитеты обязательных для исполнения письменных предписаний о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц отделов и органов загса;

5.5.15. представляет в Министерство юстиции документы для согласования назначения на должность руководителя архива органов загса;

5.5.16. в случаях и порядке, установленных законодательством, обеспечивает рассмотрение обжалуемых административных решений, принятых органами загса;

5.5.17. в порядке, установленном законодательством, дает разрешение (отказывает в разрешении) о перемене фамилии, собственного имени, отчества при рассмотрении материалов о перемене фамилии, собственного имени, отчества;

5.5.18. в случаях, установленных законодательством, согласовывает выдачу отделами загса, архивом органов загса справок, содержащих сведения из записей акта гражданского состояния, о записях актов гражданского состояния, об отсутствии записи акта гражданского состояния;

5.6. в сфере деятельности архива органов загса:

5.6.1. принимает на хранение вторые экземпляры записей актов гражданского состояния, подлежащие статистической обработке, от органов государственной статистики, а не подлежащие статистической обработке – от отделов загса;

5.6.2. обеспечивает хранение вторых экземпляров записей актов гражданского состояния;

5.6.3. выдает повторные свидетельства о регистрации актов гражданского состояния, справки, извещения об отсутствии записей актов гражданского состояния на основании записей актов гражданского состояния, совершенных органами загса области;

5.6.4. в случаях, предусмотренных законодательством, выдает копии записей актов гражданского состояния;

5.6.5. в установленном законодательством порядке вносит изменения, дополнения и исправления во вторые экземпляры записей актов гражданского состояния, производит в них соответствующие отметки, а также аннулирует вторые экземпляры записей актов гражданского состояния;

5.6.6. выполняет иные функции, предусмотренные законодательством в сфере регистрации актов гражданского состояния;

5.7. выполняет функции регистрирующего органа:

5.7.1. согласовывает наименования коммерческих и некоммерческих организаций в установленном законодательством порядке, в том числе в электронном виде;

5.7.2. осуществляет государственную регистрацию коммерческих организаций с участием иностранных и международных организаций, изменений и (или) дополнений, вносимых в их уставы (учредительные договоры – для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), принимает решение о ликвидации таких организаций, в том числе на основании электронных документов;

5.7.3. реализует иные права и обязанности, предоставленные регистрирующему органу актами законодательства в связи с государственной регистрацией, осуществлением деятельности и ликвидацией коммерческих организаций с участием иностранных и международных организаций;

5.7.4. представляет интересы облисполкома в судах по вопросам государственной регистрации и ликвидации коммерческих организаций с участием иностранных и международных организаций;

5.7.5. формирует территориальную часть ЕГР по области и представляет в Министерство юстиции сведения о субъектах хозяйствования для включения их в ЕГР и для исключения их из этого регистра;

5.7.6. предоставляет в установленном законодательством порядке сведения, содержащиеся в ЕГР;

5.7.7. взаимодействует с республиканскими органами государственного управления, иными государственными органами и другими организациями по вопросам государственной регистрации и ликвидации коммерческих организаций с участием иностранных и международных организаций, территориальных профессиональных союзов, профессиональных союзов в организациях, местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), местных союзов (ассоциаций) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений), местных фондов, организационных структур республиканских государственно-общественных объединений, созданных в виде юридического лица в организационно-правовой форме организационной структуры республиканского государственно-общественного объединения, а также государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в их уставы (учредительные договоры – для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров) с использованием автоматизированной информационной системы «Взаимодействие»;

5.7.8. осуществляет проверки деятельности регистрирующих органов – Гомельского городского исполнительного комитета, администраций районов г. Гомеля, а также районных исполнительных комитетов (далее – подконтрольные регистрирующие органы), которым в установленном порядке делегирована часть полномочий по государственной регистрации и ликвидации (прекращению деятельности) субъектов хозяйствования, в пределах полномочий, предоставленных актами законодательства;

5.7.9. вносит в подконтрольные регистрирующие органы обязательные для исполнения этими органами представления об устранении допущенных нарушений, выявленных в результате проводимых проверок;

5.7.10. обеспечивает методическое руководство и контроль за деятельностью подконтрольных регистрирующих органов при выполнении ими функций регистрирующего органа;

5.7.11. включает в ЕГР сведения о государственных органах, реализующих свои государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности на территории области, и государственных юридических лицах, положения о которых утверждены актами законодательства, за исключением законов Республики Беларусь, нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь, местом нахождения которых является территория области;

5.7.12. осуществляет государственную регистрацию территориальных профессиональных союзов, профессиональных союзов в организациях, местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), местных союзов (ассоциаций) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений), местных фондов, организационных структур республиканских государственно-общественных объединений, созданных в виде юридического лица в организационно-правовой форме организационной структуры республиканского государственно-общественного объединения, изменений и (или) дополнений в их учредительные документы;

5.7.13. осуществляет государственную регистрацию гимнов, значков, вымпелов, галстуков территориальных профессиональных союзов, профессиональных союзов в организациях, местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), местных союзов (ассоциаций) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений);

5.7.14. осуществляет государственную регистрацию (постановку на учет) организационных структур политических партий, межобластных и областных организационных структур республиканских государственно-общественных объединений, межобластных и областных организационных структур профессиональных союзов и иных общественных объединений;

5.7.15. осуществляет постановку на учет и снятие с учета постоянно действующих третейских судов, созданных в качестве обособленных подразделений (подразделений) юридических лиц, и организаций, обеспечивающих проведение медиации, созданных в качестве обособленных подразделений юридических лиц;

5.7.16. проверяет порядок государственной регистрации (постановки на учет) организационных структур республиканских государственно-общественных объединений, профессиональных союзов, иных общественных объединений, а также исключения их из журналов государственной регистрации и постановки на учет подконтрольными регистрирующими органами;

5.7.17. ведет реестры территориальных профессиональных союзов, профессиональных союзов организаций, союзов (ассоциаций) профессиональных союзов, местных общественных объединений, союзов (ассоциаций) общественных объединений, государственный информационный ресурс для единой системы учета политических партий, других общественных объединений и их союзов (ассоциаций);

5.7.18. осуществляет систематизацию и хранение данных о государственной регистрации местных фондов и организационных структур республиканских государственно-общественных объединений, созданных в виде юридического лица в организационно-правовой форме организационной структуры республиканского государственно-общественного объединения;

5.7.19. формирует территориальную часть ЕГР в части сведений о территориальных профессиональных союзах, профессиональных союзах в организациях, местных общественных объединениях, их союзах (ассоциациях), местных союзах (ассоциациях) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений), местных фондах, организационных структурах республиканских государственно-общественных объединений, созданных в виде юридического лица в организационно-правовой форме организационной структуры республиканского государственно-общественного объединения;

5.7.20. выдает свидетельства о государственной регистрации (постановке на учет) зарегистрированным (поставленным на учет) объектам регистрации (учета);

5.7.21. предоставляет в Министерство юстиции сведения о постановке на учет и снятии с учета организаций, обеспечивающих проведение медиации, созданных в качестве обособленного подразделения юридического лица, постоянно действующих третейских судов, созданных в качестве обособленных подразделений (подразделений) юридических лиц;

5.7.22. ведет журналы государственной регистрации и учета организационных структур политических партий, межобластных и областных организационных структур и республиканских государственно-общественных объединений, созданных в виде обособленных структурных подразделений, наделенных или не наделенных правами юридического лица, а также межобластных и областных организационных структур профессиональных союзов и иных общественных объединений, наделенных или не наделенных правами юридического лица, постоянно действующих третейских судов, созданных в качестве обособленных подразделений (подразделений) юридических лиц, юридических лиц, в которых созданы обособленные подразделения, обеспечивающие проведение медиации;

5.7.23. вносит изменения в свидетельство о постановке на учет обособленного подразделения юридического лица, обеспечивающего проведение медиации;

5.7.24. выдает дубликат свидетельства о постановке на учет обособленного подразделения юридического лица, обеспечивающего проведение медиации;

5.7.25. осуществляет контроль за соответствием деятельности местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), местных фондов Конституции Республики Беларусь, иным актам законодательства и их уставам;

5.7.26. осуществляет контроль за соответствием деятельности организационных структур политических партий, межобластных и областных организационных структур общественных объединений Конституции Республики Беларусь, иным актам законодательства и уставам политических партий и общественных объединений соответственно;

5.7.27. осуществляет выдачу (замену, продление срока действия) удостоверения руководителя зарегистрированных местного общественного объединения, союза (ассоциации) местных общественных объединений, местного союза (ассоциации) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений), местного фонда, принимает для погашения удостоверения руководителей некоммерческих организаций;

5.7.28. выносит письменные предупреждения местным общественным объединениям, их союзам (ассоциациям), местным фондам и постоянно действующим третейским судам, созданным в качестве обособленных подразделений (подразделений) юридических лиц;

5.7.29. обращается в Гомельский областной суд с заявлениями о ликвидации, приостановлении деятельности местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), ликвидации местных фондов, ликвидации (признании постановки на учет недействительной) постоянно действующих третейских судов, созданных в качестве обособленных подразделений (подразделений) юридических лиц;

5.7.30. принимает решения об исключении из журналов государственной регистрации и постановки на учет организационных структур политических партий, межобластных и областных организационных структур профессиональных союзов, общественных объединений, об исключении из журналов учета организационных структур республиканских государственно-общественных объединений записи о государственной регистрации организационной структуры, наделенной правами юридического лица, постановке на учет организационной структуры, не наделенной правами юридического лица;

5.7.31. принимает решения об исключении территориальных профессиональных союзов, профессиональных союзов в организациях, местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), местных союзов (ассоциаций) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений), из соответствующих реестров;

5.7.32. готовит проекты решений облисполкома о выдаче разрешения на открытие представительства иностранной организации (разрешения на продление срока действия разрешения на открытие представительства) либо об отказе в выдаче вышеназванных разрешений, а также о прекращении деятельности представительства и вносит их на рассмотрение облисполкома;

5.7.33. осуществляет иные функции в отношении представительств иностранных организаций в соответствии с законодательством;

5.8. в сфере деятельности лиц, имеющих специальные разрешения (лицензии) на оказание юридических услуг (составляющие лицензируемый вид деятельности услуги: юридические услуги, риэлтерские услуги):

5.8.1. рассматривает в соответствии с законодательными актами вопросы, связанные с соблюдением законодательства при оказании юридических и риэлтерских услуг гражданам и организациям;

5.8.2. оказывает содействие в проведении мероприятий по повышению квалификации лиц, оказывающих юридические услуги, лиц, имеющих свидетельства об аттестации риэлтера, руководителей риэлтерских организаций, претендентов на должность агента по операциям с недвижимостью;

5.8.3. изучает, обобщает и распространяет положительный опыт работы в сфере оказания юридических услуг;

5.8.4. проводит мониторинг материалов, публикуемых в средствах массовой информации, на предмет соответствия законодательству выступлений по вопросам, касающимся сферы, курируемой Министерством юстиции;

5.8.5. по результатам анализа деятельности лиц, имеющих специальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по оказанию юридических услуг (составляющие лицензируемый вид деятельности услуги: юридические услуги, риэлтерские услуги) вносит предложения по совершенствованию нормативного регулирования;

5.9. в сфере архивного дела и делопроизводства:

5.9.1. принимает меры по формированию Национального архивного фонда Республики Беларусь, обеспечению сохранности архивных документов, организации их государственного учета и использования;

5.9.2. выполняет функции органа государственного управления в отношении государственных архивов области и обеспечивает координацию их работы;

5.9.3. взаимодействует с государственными органами, местными исполнительными и распорядительными органами и организациями по вопросам деятельности территориальных (Гомельского городского и районных) архивов местных исполнительных и распорядительных органов области (далее – территориальные архивы) и ведения делопроизводства;

5.9.4. организует и ведет централизованный государственный учет документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, находящихся на постоянном хранении в государственных архивах области, а также в территориальных архивах, государственных музеях и библиотеках области;

5.9.5. организует и проводит в установленном порядке работу по совершенствованию сети и структуры государственных архивов области, принимает меры к улучшению их материально-технического обеспечения и внедрение в практику их работы автоматизированных информационных систем;

5.9.6. осуществляет организационно-методическое руководство работой служб документационного обеспечения управления и архивов организаций, территориальных архивов;

5.9.7. координирует методическую работу государственных архивов области, территориальных архивов, осуществляет меры по внедрению научных разработок в области архивоведения, документоведения, археографии в практику их работы;

5.9.8. организует и координирует деятельность государственных архивов области по использованию документов в целях удовлетворения нужд граждан, общества и государства;

5.9.9. проводит научно-практические конференции, семинары, совещания по архивному делу и делопроизводству;

5.9.10. участвует в разработке региональных комплексов мероприятий по реализации государственных программ по развитию архивного дела и делопроизводства области, осуществляет контроль за их выполнением в соответствии с компетенцией;

5.9.11. осуществляет контроль за соблюдением законодательства в сфере архивного дела и делопроизводства в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности;

5.10. в сфере деятельности областной общественной наблюдательной комиссии при главном управлении юстиции (далее – областная наблюдательная комиссия), осуществляющей контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности:

5.10.1. образует областную наблюдательную комиссию;

5.10.2. согласовывает кандидатуру председателя областной наблюдательной комиссии;

5.10.3. оказывает методическую помощь и организационное обеспечение деятельности областной наблюдательной комиссии;

5.11. в сфере правового обеспечения функционирования Совета и облисполкома:

5.11.1. проводит обязательную юридическую экспертизу проектов нормативных правовых и иных правовых актов, разработанных Советом и облисполкомом;

5.11.2. по поручению руководства участвует в рассмотрении другими структурными подразделениями поступающих в Совет, облисполком проектов нормативных правовых и иных правовых актов;

5.11.3. участвует в подготовке структурными подразделениями либо самостоятельно готовит предложения о совершенствовании законодательства по направлениям деятельности Совета и облисполкома;

5.11.4. участвует в подготовке структурными подразделениями либо самостоятельно готовит предложения о признании утратившими силу, изменении нормативных правовых актов Совета и облисполкома в целях обеспечения их внутренней согласованности и приведения в соответствие с законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, международными договорами, участником которых является Республика Беларусь;

5.11.5. обобщает совместно с другими структурными подразделениями и анализирует правоприменительную практику Совета и облисполкома, вносит предложения о ее совершенствовании;

5.11.6. вносит предложения о подготовке мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих нарушению законности в деятельности Совета и облисполкома, а в необходимых случаях участвует в их реализации;

5.11.7. совместно с другими структурными подразделениями рассматривает обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, в которых указывается на нарушение законности в деятельности Совета, облисполкома и подчиненных им (входящих в их состав, систему) государственных организаций, по поручению руководства принимает участие в рассмотрении материалов по итогам проверок, проводимых в Совете, облисполкоме, инвентаризаций, дает правовые заключения по фактам выявленных нарушений;

5.11.8. осуществляет организационно-методическое обеспечение нормотворческой деятельности Совета, облисполкома;

5.11.9. по поручению руководства анализирует совместно с другими структурными подразделениями публикации (выступления) в средствах массовой информации, касающиеся правовых вопросов деятельности Совета, облисполкома, и вносит соответствующие предложения руководству Совета, облисполкома;

5.11.10. разрабатывает рекомендации, а также проекты нормативных правовых актов, направленные на повышение эффективности правовой работы в Совете, облисполкоме;

5.11.11. принимает участие в разработке предложений о совершенствовании системы управления в Совете, облисполкоме, определении прав и обязанностей структурных подразделений, должностных лиц Совета и облисполкома;

5.11.12. участвует в проведении мероприятий по повышению правовых знаний работников Совета и облисполкома, подчиненных им организаций;

5.11.13. оказывает работникам Совета и облисполкома по их просьбе помощь в поиске необходимых нормативных правовых и иных правовых актов по направлениям деятельности Совета и облисполкома, при необходимости разъясняя положения этих актов;

5.11.14. подготавливает по поручению председателя Совета, председателя облисполкома необходимые справочные материалы по действующему законодательству;

5.11.15. проверяет на соответствие законодательству договоры, подготовленные структурными подразделениями к заключению облисполкомом, визирует такие договоры;

5.11.16. проводит обязательную юридическую экспертизу проектов инвестиционных договоров между инвестором или инвесторами и Республикой Беларусь, решение о заключении которых в соответствии с законодательством принимает облисполком;

5.11.17. защищает имущественные и иные интересы Совета, облисполкома при рассмотрении споров по искам, предъявляемым Советом или облисполкомом либо к Совету или облисполкому, участвует в подготовке структурными подразделениями облисполкома необходимых в связи с этим документов;

5.11.18. в установленном порядке представляет интересы облисполкома в судах и иных государственных органах при рассмотрении правовых вопросов;

5.12. в сфере реализации кадровой политики:

5.12.1. ведет учет кадров главного управления юстиции, территориальных органов принудительного исполнения, обеспечивает сбор и анализ информации о кадровом составе. Вносит в Министерство юстиции предложения по дальнейшему совершенствованию работы с кадрами;

5.12.2 определяет текущую и перспективную потребность в молодых специалистах;

5.12.3. осуществляет контроль за соблюдением государственными служащими главного управления юстиции, территориальных органов принудительного исполнения ограничений, связанных с государственной службой;

5.12.4. формирует резерв кадров на должности номенклатуры главного управления юстиции, ведет работу с ним;

5.12.5. организует повышение квалификации, подготовки и переподготовки работников главного управления юстиции, территориальных органов принудительного исполнения, государственных архивов области;

5.12.6. организует работу по противодействию коррупции и ее проявлений в главном управлении юстиции, территориальных органах принудительного исполнения;

5.12.7. осуществляет в соответствии с законодательством иные функции в сфере реализации кадровой политики;

5.13. обеспечивает в пределах своей компетенции исполнение международных договоров Республики Беларусь о правовой помощи:

получает от учреждений юстиции иностранных государств просьбы об оказании правовой помощи в рамках международных договоров Республики Беларусь о правовой помощи и направляет для исполнения компетентным учреждениям юстиции Республики Беларусь, а также направляет в иностранные государства аналогичные просьбы учреждений юстиции Республики Беларусь;

осуществляет контроль за надлежащим оформлением документов и их соответствием нормам международных договоров Республики Беларусь о правовой помощи;

5.14. осуществляет административные процедуры по заявлениям граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;

5.15. принимает участие в правовом просвещении населения;

5.16. в пределах компетенции принимает участие в научных форумах, семинарах, в том числе для работников юридических служб государственных организаций, симпозиумах и других мероприятиях, в том числе проводимых международными организациями;

5.17. рассматривает обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц по вопросам, отнесенным к компетенции главного управления юстиции, контролирует эту работу в подчиненных подразделениях и организациях, принимает меры по ее совершенствованию, представляет в установленные сроки Министерству юстиции информационно-аналитические данные по обобщению работы с обращениями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;

5.18. выполняет иные функции, предусмотренные законодательством.

6. Главное управление юстиции в пределах своей компетенции и в порядке, установленном законодательством, имеет право:

6.1. запрашивать у местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового уровня, а также у иных организаций информацию и материалы, необходимые для выполнения возложенных задач, а также проводить соответствующие проверки их деятельности;

6.2. проверять работу Гомельского городского исполнительного комитета, районных исполнительных комитетов и администраций районов г. Гомеля по выполнению ими функций регистрирующего органа;

6.3. проверять состояние архивного дела и делопроизводства в органах государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органах и иных организациях (независимо от формы собственности), расположенных на территории области, и давать им обязательные для выполнения указания;

6.4. создавать экспертные комиссии по рассмотрению вопросов архивного дела и организации делопроизводства, в том числе для определения степени секретности и рассекречивания документов в соответствии с законодательством;

6.5. согласовывать в соответствии с законодательством локальные правовые акты и другие документы в сфере архивного дела и делопроизводства, которые разрабатываются организациями, расположенными на территории области;

6.6. составлять протоколы об административных правонарушениях;

6.7. осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.

7. Главное управление юстиции возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности председателем облисполкома по согласованию с Министром юстиции.

8. Начальник главного управления юстиции имеет первого заместителя, заместителей, которые назначаются на должности и освобождаются от должностей начальником главного управления юстиции по согласованию с Министром юстиции и председателем облисполкома, за исключением заместителя начальника главного управления юстиции – начальника управления принудительного исполнения, который назначается на должность и освобождается от должности Министром юстиции по согласованию с председателем облисполкома.

9. Начальник главного управления юстиции:

9.1. руководит деятельностью главного управления юстиции и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на главное управление юстиции задач и функций;

9.2. в пределах компетенции главного управления юстиции издает обязательные для исполнения приказы, дает указания;

9.3. распределяет обязанности между своими заместителями, устанавливает степень их ответственности и ответственности начальников структурных подразделений главного управления юстиции за руководство отдельными направлениями деятельности;

9.4. утверждает положения о структурных подразделениях и должностные инструкции работникам главного управления юстиции;

9.5. согласовывает уставы государственных архивов области, их штатные расписания и сметы расходов на содержание;

9.6. принимает на работу (назначает на должность), увольняет с работы (освобождает от должности) работников аппарата главного управления юстиции и руководителей государственных архивов области, а также применяет в отношении них меры поощрения, налагает дисциплинарные взыскания;

9.7. согласовывает кандидатуры руководителей отделов государственных архивов области, а также руководителей территориальных архивов;

9.8. по согласованию с Министерством юстиции назначает на должность и освобождает от должности работников управления принудительного исполнения главного управления юстиции, за исключением лиц, осуществляющих обеспечение деятельности и техническое обслуживание органов принудительного исполнения, руководителей отделов принудительного исполнения области, архива органов загса, структурного подразделения главного управления юстиции, осуществляющего финансово-экономическую работу, бухгалтерский учет и отчетность.

9.9. несет персональную ответственность за работу с руководящими кадрами, их резервом и эффективность его использования, а также за реализацию кадровой политики, направленной на укомплектование главного управления юстиции, государственных архивов области высококвалифицированными специалистами, а также на их профессиональное обучение и воспитание на основе строгого соблюдения законодательства, норм профессиональной этики;

9.10. вносит в Министерство юстиции, облисполком, Гомельский городской исполнительный комитет, районные исполнительные комитеты предложения о создании надлежащих условий для деятельности органов принудительного исполнения, государственных архивов области;

9.11. организует работу коллегии главного управления юстиции, председательствует на ее заседаниях;

9.12. распоряжается денежными средствами в пределах утвержденных смет расходов:

выделенными из республиканского бюджета на содержание органов принудительного исполнения и внебюджетными средствами, полученными при принудительном совершении действий по имущественным взысканиям и по требованиям, носящим неимущественный характер;

выделенными из областного бюджета на содержание главного управления юстиции;

9.13. в пределах, установленных законодательством и настоящим Положением, распоряжается имуществом, обеспечивает его сохранность и эффективное использование, выполняет иные права и обязанности по распоряжению имуществом;

9.14. рассматривает представления Главного судебного исполнителя Республики Беларусь по вопросам привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц управления принудительного исполнения, районных (городских) отделов принудительного исполнения, допустивших нарушение законодательства по исполнительному производству, не выполнивших требования Главного судебного исполнителя Республики Беларусь по вопросам деятельности органов принудительного исполнения, исполнительного производства, а также о поощрении, в том числе материальном стимулировании, должностных лиц органов принудительного исполнения;

9.15. осуществляет другие права, направленные на реализацию задач и функций, возложенных на главное управление юстиции настоящим Положением и иными правовыми актами.

10. Для рассмотрения наиболее важных вопросов в главном управлении юстиции может быть образована коллегия. Численность и персональный состав коллегии главного управления юстиции утверждаются распоряжением председателя облисполкома.

Коллегия действует в соответствии с положением о коллегии, которое утверждается начальником главного управления юстиции.

Решения коллегии оформляются постановлениями коллегии главного управления юстиции.

11. Структура и штатная численность главного управления юстиции, а также расходы на его содержание утверждаются председателем облисполкома.

12. Главное управление юстиции наделено правами юридического лица, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.

13. Место нахождения главного управления юстиции: 246001, город Гомель, улица Фрунзе, 6.