«Трудно мне, но обещаю заплатить». Истории матерей-должниц из Гомеля

Дважды в неделю судеб­ные исполнители выезжа­ют в рейд по должникам. В эту категорию попада­ют те, кто не исполняет свои финансовые обяза­тельства как в отношении государства, так и перед другим человеком. Зада­ча исполнителей — убе­дить должников платить по счетам. На словах зву­чит легко, на деле — тот ещё квест, ведь суммы долга бывают астроно­мические, а сам долж­ник — гол как сокол. Как поступают в таких слу­чаях, журналисты «Белки» узнали из первых уст, отправив­шись в рейд с судебными исполнителями.

В отделе принудительного исполнения Советского рай­она Гомеля рабочий день «в поле» делится на две сме­ны: утренняя начинается в 6 утра, а вечерняя длит­ся до 22:00. С таким графи­ком больше шансов застать должников дома.

На часах — 18:00. Фор­менное обмундирование, кипы бумаг в руках. Заведу­ющая сектором Татьяна Та­рун и замначальника отде­ла Наталья Мурашко садят­ся в служебное авто. Первую остановку делаем на улице Жукова.

Наталья

— Вы вовремя, минут че­рез десять нас уже не было бы дома, — Наталья откры­вает дверь с доброй улыб­кой. В двухкомнатной квар­тире она живёт с двумя сыновьями и мамой. Предла­гает пройти внутрь, оценить ремонт в комнате парней.

Светлые обои, стол, ком­пьютер, две кровати. Стар­ший, ему 22, не обращает внимания на гостей — про­должает играть в компью­терную игру, младший, пер­воклассник, сразу подбега­ет к маме.

 

— Он у нас молодец. Луч­ше всех читает в классе, да­же грамоту за свои старания получил, — обнимает сына Наталья.

Семь лет назад, когда младший только родился, эта квартира выглядела ина­че: пол было сложно рассмо­треть из-за мусора, а в ста­ром серванте вместо посуды красовались пустые бутылки от спиртного.

Наталья тогда много вы­пивала и в какой-то мо­мент оказалась не в состоя­нии ухаживать за сыновья­ми. Детей передали под опе­ку свекрови. Чтобы вернуть их в семью, маме постави­ли условия: бросить пить, устроиться на работу, сде­лать ремонт в квартире. На­талья потратила несколько лет на то, чтобы наладить быт и избавиться от вред­ных привычек. Получилось. Сыновья уже полгода живут с мамой.

Государству за содержа­ние детей Наталья уже всё выплатила. В список долж­ников её адрес попал из-за старой задолженности по коммунальным платежам.

— Хоть и трудно мне, ра­ботаю парикмахером и по­лучаю 700-800 рублей, плюс алименты на младшего, по­гашу этот долг, — обещает Наталья.

Елена

Решить вопрос с задол­женностью как можно ско­рее настроены и в следую­щей семье.

Елена с новым мужем и двухлетним сыном живут в общежитии ГП «Советское». Им выделили две комнаты, но платить за них молодожё­ны не спешат. В итоге долг за квадратные метры набе­жал до 6 тысяч белорусских рублей. Чем скорее они его погасят, тем раньше Елена сможет вернуть в семью дво­их сыновей от предыдущего брака. Остальные требова­ния органов опеки — завя­зать с выпивкой и найти по­стоянную работу — женщи­на уже выполнила.

— Мальчикам 9 и 11 лет, они живут с бывшей свекро­вью в соседнем квартале. У нас хорошие отношения: то мы приезжаем к ним с по­дарками, то они приходят в гости, — обрисовала карти­ну Елена.

— Хорошие отношения — это отлично. Новое иму­щество у вас есть? — осматривает убранные комнаты Наталья Мурашко.

— Пока не решим вопрос с жильём, ничего покупать не будем, — подключается к разговору муж Елены. — На прошлой работе мне не за­платили, нашёл новое место, буду шлифовщиком в фирме по изготовлению гранитных памятников. На днях присту­паю к обязанностям.

— А малыша мы уже по­ставили на очередь в дет­ский сад, так что скоро и я выйду из декрета на работу, — делится планами Елена.

— Не забывайте, как обя­занное лицо вы должны го­сударству ещё 1300 рублей, — напоминает Наталья Му­рашко о действии Декре­та №18.

— Такое разве забудешь? Помню, конечно. Сейчас для меня главная задача — вер­нуть мальчишек. С долга­ми разберусь, — заверяет Елена.

Юлия

Особое внимание судеб­ные исполнители уделяют хроническим неплательщи­кам алиментов. Кстати, за эту «забывчивость» долж­ника могут привлечь и к уголовной ответственности. Как, например, Юлию. К ней сейчас и направляемся.

Юлия прожила в счастливом браке с любящим му­жем и двумя детьми более 10 лет. А потом взяла и ушла из семьи. К Георгию. С ним отношения завязались на почве алкоголя.

Суд лишил Юлию роди­тельских прав и обязал пла­тить алименты отцу, с кото­рым остались дети. До сих пор она ни разу не пере­числила ни копейки. После трёхмесячного ареста ситу­ация не изменилась. Судеб­ные исполнители приехали на улицу Косарева узнать, как дела у должницы.

Дверь квартиры никто не открыл.

— Это вы к Юльке, что ли? А её тут нет уже два ме­сяца, — делятся полезной информацией соседи. — По­сле ареста она вернулась к мужу. Так что не ищите её здесь. Георгия сейчас дома нет, наверное, на работе.

Татьяна Тарун такого по­ворота не ожидала. Звонит отцу Юлиных детей:

— Мы с Юлей не виде­лись и не созванивались, алиментов тоже всё ещё ждем, — бывший муж удив­лён слухам о возвращении женщины в семью не мень­ше исполнителей.

— Значит, будем объяв­лять в розыск, — резюмирует Татьяна Тарун. Служебная машина тем временем при­парковывается у следующе­го адреса.

Ольга

Ольга настороженно встречает судебных испол­нителей и не торопится при­глашать в квартиру.

— У меня муж спит, вы его фотографировать не бу­дете?

— Нет, не будем, — заве­ряет Нататья Мурашко.

— Тогда проходите, — Ольга открывает дверь в го­стиную.

— Телевизор приобрели? — замечает новую технику Татьяна Тарун.

— Это не мой, мужнин, документы есть, — с готов­ностью предъявить доказа­тельства лезет в ящик сто­ла Ольга.

— Верим, бывали у вас уже. На работу не устрои­лись?

— Не берут, — пожима­ет плечами Ольга. — Я сей­час убираю квартиры. Ино­гда получается 80 рублей в день заработать, но обыч­но меньше. Про задолжен­ность знаю, там всего лишь 400 рублей. В конце месяца погашу.

Девятилетняя дочь Ольги живёт сейчас с её бывшим супругом.

— Помимо этого у вас есть долги перед банком, — напоминает хозяйке На­талья Мурашко.

— О-о, это, наверное, за телефончик. А ты говори­ла, что всё уже высчитали, — муж, оказывается, давно не спит.

— Ничего не высчитали, задолженность 449 рублей, — уточняют сумму испол­нители.

— Дайте реквизиты бан­ка. Надо — буду платить. Но сначала разберусь с алимен­тами, — резко обрывает му­жа Ольга и спрашивает у ис­полнителей, когда ей разре­шат взять дочь на выходные.

— А это здесь при чём? Ваша дочь передана под опе­ку отцу, о встречах вам нуж­но договариваться с ним на­прямую, — отвечает Татья­на Тарун.

— С отцом дочки мы не ладим, он даже созванивать­ся нам не разрешает, — де­лится наболевшим мать де­вочки.

— Так иди в суд, тебе вы­делят время, — советует но­вый спутник Ольги.

— Правильно вам подска­зывают. Вы можете через суд определить порядок общения с ребёнком. В этом случае пошлину за иск оплачивать не нужно, — уточняют исполнители.

Воодушевлённая советом, Ольга первый раз за вечер улыбнулась.