В соответствии со статьей 43 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» №439-З от 24 октября 2016 (далее Закон), заявление о возбуждении исполнительного производства предъявляется в письменной форме или форме электронного документа и должно быть подписано взыскателем или его представителем с соблюдением требований, предусмотренных частями пятой и шестой статьи 14 настоящего Закона.
В заявлении (представлении) о возбуждении исполнительного производства о взыскании денежных средств должны быть также указаны:
– сведения о сумме денежных средств, подлежащих взысканию;
– банковские реквизиты взыскателя для перечисления денежных средств, его учетный номер плательщика или иной аналогичный номер, присвоенный в иностранном государстве;
– данные документа, удостоверяющего личность взыскателя – гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя (идентификационный номер, серия (при их наличии), номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ);
– сведения о должнике, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) место жительства (место пребывания);
– перечень прилагаемых документов.
Заявление подаваемое в письменной форме должно содержать личную подпись гражданина, подающего заявление.
В соответствии со статьей 45 Закона судебный исполнитель возвращает исполнительный документ без возбуждения исполнительного производства, если:
– к заявлению (представлению) о возбуждении исполнительного производства не приложены документы, указанные в части четвертой статьи 43 настоящего Закона;
– документ не подлежит исполнению в соответствии с настоящим Законом либо не соответствует требованиям, предъявляемым к содержанию исполнительных документов, установленным статьей 11 настоящего Закона, либо не является исполнительным документом;
– имеются иные обстоятельства, препятствующие возбуждению исполнительного производства, предусмотренные законодательными актами.
Возвращение исполнительного документа без возбуждения исполнительного производства не препятствует повторному предъявлению этого исполнительного документа к исполнению после устранения причин, послуживших основанием для его возвращения, в пределах сроков, установленных статьей 34 настоящего Закона.
— В таком случае судебным исполнителем в рамках возбужденного исполнительного производства следует установить наличие денежных средств и (или) иного имущества, причитающегося должнику от третьих лиц. Кроме того, судебный исполнитель вправе применить меры по реализации исполнительного документа в отношении должностных лиц должника — его руководителя, бухгалтера.
Вместе с тем не исключены случаи, когда судебным исполнителем принят весь комплекс мер, направленных на обеспечение требований исполнительного документа, однако денежных средств и имущества должника недостаточно для погашения задолженности. При таких обстоятельствах исполнительный документ может быть возвращен взыскателю без исполнения.
Стоит обратить внимание, что в соответствии со ст. 52 Гражданского кодекса Республики Беларусь по общему правилу юридические лица отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом.
Учредитель (участник) или собственник имущества юрлица не отвечают по его обязательствам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя или собственника, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами либо учредительными документами.
Таким образом, не допускается обращение взыскания на имущество учредителя, руководителя, собственника имущества юридического лица по его долгам без соответствующего решения суда.
— В соответствии со ст.46 Закона «Об исполнительном производстве» при возбуждении исполнительного производства судебный исполнитель предоставляет должнику семидневный срок для добровольного исполнения постановления. Однако срок для добровольного исполнения документа не предоставляется, если он дан решением иного уполномоченного органа или актом законодательства.
По общему правилу, штраф должен быть уплачен лицом, подвергнутым административному взысканию, не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа.
Таким образом, за нарушение правил скоростного режима по результатам фотофиксации стадия принудительного исполнения начинается с момента возбуждения ОПИ исполнительного производства и срок для добровольного исполнения не предоставляется.
— В соответствии с ч. 3 ст. 41 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» (далее — Закон) до предъявления исполнительного документа, связанного со взысканием денежных средств с должника-гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, к исполнению в ОПИ взыскатель вправе направить исполнительный документ по известному месту получения таким должником заработной платы и приравненных к ней доходов, указанных в ч. 3 ст. 103 Закона, с заявлением о проведении удержания согласно исполнительному документу и перечислении удержанных денежных средств взыскателю за счет этого должника.
Таким образом, в целях ускорения и упрощения процедуры взыскания, сокращения расходов, связанных с обращением в ОПИ, взыскателям рекомендуется при наличии сведений о месте получения должником дохода в полной мере использовать предоставленные Законом полномочия.
— В соответствии со ст. 18 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» стороны исполнительного производства имеют право знакомиться с материалами исполнительного производства, за исключением документов, содержащих информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, делать выписки из документов, содержащихся в материалах исполнительного производства, снимать за свой счет их копии.
Данная норма предполагает, что заинтересованная сторона снимать копии материалов исполнительного производства, за исключением документов, содержащих информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, как своими техническими средствами (фотоаппарат, мобильный телефон и др.), так и обратиться с ходатайством о предоставлении копий документов из материалов исполнительного производства при условии уплаты государственной пошлины согласно приложению 16-1 к Налоговому кодексу Республики Беларусь.
— Между Республикой Беларусь и Российской Федерацией заключено Соглашение о порядке взаимного исполнения судебных постановлений по делам о взыскании алиментов (далее — Соглашение), вступившее в силу 31.12.2015, которое предусматривает исполнение на территории России исполнительных документов о взыскании алиментов, выданных судами Беларуси, в упрощенном порядке (без прохождения процедуры признания).
В соответствии с п. 1 ст. 3 Соглашения исполнительный документ и приложенные к нему документы на основании заявления взыскателя о направлении исполнительного документа направляются для исполнения через уполномоченные органы нашей республики по месту исполнения исполнительного производства (по месту жительства, месту пребывания должника или местонахождению его имущества) в территориальные органы Федеральной службы судебных приставов России.
В соответствии со ст. 6 Соглашения уполномоченными органами со стороны Беларуси являются управления принудительного исполнения главных управлений юстиции областных, Минского горисполкома.
Таким образом, для соблюдения предусмотренных Соглашением условий с соответствующим заявлением и приложенными документами Вам необходимо обратиться в управление принудительного исполнения главного управления юстиции Гомельского облисполкома для дальнейшего направления документов уполномоченному органу Федеральной службы судебных приставов России.
Согласно ст.60 Закона «Об исполнительном производстве» одной из мерой по обеспечению исполнительного документа является арест денежных средств должника, находящихся на его банковских счетах. В данном случае по постановлению судебного исполнителя с Вашего карт-счета была списана сумма задолженности по исполнительному документу. Действия судебного исполнителя правомерны.
Согласно статьи 122 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» принудительный сбор взыскивается (удерживается) с должника после возбуждения исполнительного производства на основании постановления судебного исполнителя, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
Принудительный сбор не подлежит взысканию (удержанию) в случае, если:
должник исполнил требование, содержащееся в исполнительном документе, до возбуждения исполнительного производства;
должник после возбуждения исполнительного производства исполнил требование, содержащееся в исполнительном документе, в срок для добровольного исполнения исполнительного документа, предоставленный судебным исполнителем должнику в соответствии со статьей 46 настоящего Закона;
судебное постановление, на основании которого выдан исполнительный документ, судебное постановление, являющееся исполнительным документом, решение иного уполномоченного органа (уполномоченного лица) отменены либо исполнительный документ признан утратившим силу;
взыскиваются (удерживаются) расходы по исполнению исполнительного документа и принудительный сбор;
задолженность по исполнительному производству о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, взыскана в результате обращения взыскания на заработную плату и приравненные к ней доходы должника;
исполнительное производство возбуждено на основании исполнительного документа о конфискации имущества, об обращении имущества в доход государства иным способом, об обеспечении иска, об обеспечении решения, не обращенного к немедленному исполнению, о наложении ареста на имущество должника – индивидуального предпринимателя, вынесенного в рамках дела о его экономической несостоятельности (банкротстве);
принудительный сбор оплачен солидарным должником.
Размер принудительного сбора составляет:
по имущественным требованиям – десять процентов от суммы исполненного в пользу взыскателя требования или стоимости переданного взыскателю имущества, но не менее пятидесяти процентов от размера базовой величины, действующей на момент вынесения постановления о взыскании (удержании) принудительного сбора;
по требованиям, содержащимся в исполнительном документе, носящим неимущественный характер, по каждому исполнительному документу с должника – гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, – пять базовых величин, а с должника – юридического лица – десять базовых величин.
В случае заключения между взыскателем и должником мирового соглашения, утвержденного в установленном законодательством порядке, или медиативного соглашения при наличии оснований для взыскания принудительного сбора его размер составляет пятьдесят процентов от установленного частью третьей настоящей статьи размера.
Постановление судебного исполнителя о взыскании (удержании) с должника принудительного сбора является исполнительным документом.
Постановление судебного исполнителя о взыскании (удержании) с должника принудительного сбора исполняется без возбуждения отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, по которому оно вынесено.
В соответствии с пунктом 280 Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 N 67, подтверждением факта исполнения должником исполнительного документа являются:
– представление в орган принудительного исполнения оригинала или заверенной должником копии документа (физическим лицом или индивидуальным предпринимателем путем проставления подписи с фамилией и инициалами, юридическим лицом – подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами), подтверждающего совершение платежа в пользу взыскателя и оформленного в соответствии с требованиями законодательства (квитанции, платежного поручения, карт-чека и т.д.), с последующим приобщением данного документа к материалам исполнительного производства;
– информация, полученная судебным исполнителем из автоматизированных информационных систем (баз данных) государственных органов и иных организаций.
Также требованиями статьи 18 Закона Республики Беларусь 24.10.2016 г. №439-З «Об исполнительном производстве» установлена обязанность сторон исполнительного производства представлять судебному исполнителю информацию об исполнении исполнительного документа полностью или частично не позднее трех дней, следующих за днем его исполнения.
В случае неявки лица к судебному исполнителю без уважительной причины данное лицо может быть привлечено к административной ответственности по статье 25.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Также в соответствии со статьей 63 Закона Республики Беларусь 24.10.2016 г. №439-З «Об исполнительном производстве» судебный исполнитель вправе выносить постановления о приводе должника – гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, представителя должника – юридического лица, собственников имущества (учредителей, участников) должника – юридического лица.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона Республики Беларусь 24.10.2016 г. №439-З «Об исполнительном производстве» о дате, времени и месте совершения исполнительных действий, а также о вызове к судебному исполнителю стороны и иные участники исполнительного производства извещаются посредством использования почтовой, электронной и иных видов связи, обеспечивающих фиксирование факта получения такого извещения.
Отправка (вручение) исходящей корреспонденции осуществляется одним из следующих способов: системы межведомственного электронного документооборота государственных органов, электронной почты, заказной почты, гибридной почты, курьерской связи.
При этом сторона и иной участник исполнительного производства также считаются извещенными надлежащим образом, если:
– адресат отказался от получения корреспонденции и такой отказ документально зафиксирован;
– адресат не явился за получением корреспонденции, адресат не проживает (не находится) по последнему известному месту жительства (месту пребывания) гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, месту нахождения юридического лица, организации, не являющейся юридическим лицом, о чем имеется сообщение (отметка) оператора почтовой связи.
Согласно статье 18 Закона Республики Беларусь 24.10.2016 г. №439-З «Об исполнительном производстве» стороны исполнительного производства имеют право знакомиться с материалами исполнительного производства, за исключением документов, содержащих информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, делать выписки из документов, содержащихся в материалах исполнительного производства, снимать за свой счет их копии.
В соответствии с требованиями приказа Министерства юстиции Республики Беларусь от 31.03.2020 N 52 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в органах принудительного исполнения» ознакомление с материалами исполнительного производства производится в приемный день судебного исполнителя.
Узнать приемные дни судебных исполнителей возможно по ссылке https://gomeljust.gov.by/принудительное-исполнение/
Не обязан.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Закона Республики Беларусь 24.10.2016 г. №439-З «Об исполнительном производстве» до предъявления исполнительного документа, связанного со взысканием денежных средств с должника – индивидуального предпринимателя или должника – юридического лица, к исполнению в орган принудительного исполнения взыскатель вправе предъявить платежное требование, оформленное на основании исполнительного документа, в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию для списания денежных средств в бесспорном порядке, находящихся на банковских счетах должника – индивидуального предпринимателя или должника – юридического лица.
Согласно ст. 60 Закона об исполнительном производстве мерами по обеспечению исполнения исполнительного документа являются:
- арест наличных денежных средств и (или) иного имущества должника, принадлежащих ему и находящихся у него и (или) третьих лиц;
- арест денежных средств и (или) иного имущества должника, находящихся на его банковских счетах, во вкладах (депозитах) или на хранении в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях, электронных денег;
- опись и (или) изъятие имущества должника, находящегося у него и (или) третьих лиц, передача этого имущества на хранение;
- запрещение должнику совершать определенные действия, препятствующие исполнению исполнительного документа;
- запрещение должнику пользоваться принадлежащим ему имуществом или установление пределов пользования этим имуществом;
- запрещение иным лицам совершать определенные действия, препятствующие исполнению исполнительного документа, передавать имущество должнику или исполнять другие обязательства в отношении этого должника;
- временное ограничение права должника – гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, должностных лиц должника – юридического лица на выезд из Республики Беларусь;
- временное ограничение права должника – гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, на управление механическими транспортными средствами, моторными маломерными судами, мощность двигателя которых превышает 3,7 киловатта (5 лошадиных сил), права на охоту, за исключением случаев, когда пользование указанными правами необходимо должнику в связи с инвалидностью либо в качестве единственного средства получения дохода;
- временное ограничение должника – гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, в посещении игорных заведений, виртуальных игорных заведений и участии в азартных играх;
- иные меры, предусмотренные Законом об исполнительном производстве и иными законодательными актами.
Представьте себе такую ситуацию: вы пришли в магазин, набрали полную корзину продуктов, подошли к кассе… а ваша карточка оказалась почему-то заблокирована. Почему так произошло и что предпринять в подобной ситуации? Об этом журналисту ndsmi.by рассказал референт ОПИ Жлобинского района Сергей Шведко.
– В отдел принудительного исполнения иногда обращаются жлобинчане, у которых была заблокирована карта при отрицательном балансе, – сообщил Сергей Сергеевич. – Причем в ходе разбирательства было выяснено, что ОПИ в отношении заявителя никаких исполнительных производств не возбуждалось. Как же определить, почему произошла блокировка карты без лишних временных затрат?
В соответствии с действующим законодательством взыскатели по исполнительным документам могут направлять в банк требование о взыскании денежных средств, находящихся на банковских счетах должника, без обращения в органы принудительного исполнения. Например, если у вас появилась задолженность за телефон перед оператором сотовой связи или долг перед банком по кредиту, то ваши банковские счета могут быть заблокированы без участия органов принудительного исполнения , а деньги, находящиеся на них, арестованы взыскателями в счёт погашения долгов.
Получить справку о том, кто наложил арест, можно в своем банке. Если же в информации банка указан какой-либо орган принудительного исполнения, можно через сайт Министерства юстиции Республики Беларусь (раздел «Реестр задолженностей по исполнительным документам») после ввода идентификационных данных ознакомиться с исполнительными производствами, которые возбуждены в отношении вас, и связаться с судебным исполнителем, который наложил арест на банковскую карту. Источник: https://ndsmi.by/obshchestvo/24210-kartochka-zablokirovana-a-v-opi-govoryat-chto-dolgov-net-chto-delat
Для получения справок, подтверждающих факт неуплаты алиментов должниками, находящимися на территории России, и необходимых для предъявления их компетентным органам Республики Беларусь в целях оформления дополнительного пособия, получения государственной адресной социальной помощи, взыскателям необходимо обратиться в соответствующий территориальный орган Федеральной службы судебных приставов России, на исполнении в котором находится исполнительное производство о взыскании алиментов.
Адреса и иную справочную информацию о территориальных органах Федеральной службы судебных приставов России можно уточнить на официальном сайте Федеральной службы, пройдя по ссылке: https://fssp.gov.ru
Взыскатель вправе самостоятельно направить исполнительный документ в бухгалтерию работодателя должника в соответствии ч. 2 ст. 41 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 439-З «Об исполнительном производстве», приложив заявление о произведении удержаний.
В заявлении обязательно должно быть указано:
– наименование организации работодателя должника, в которую направляется заявление;
– Ф.И.О., место жительства (пребывания), контактные телефоны взыскателя;
– Ф.И.О, место жительства (пребывания) должника;
– просьбу об удержании денег по исполнительному документу (дата, номер и кем выдан исполнительный документ);
– реквизиты и способ перечисления денег (почтовый перевод, банковская карточка);
– подпись заявителя.
В соответствии со статьями 14, 29 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь наказания в виде штрафа исполняются судебными исполнителями по истечении срока, установленного судом для добровольного исполнения.
Осужденный к штрафу обязан уплатить штраф в течение двух месяцев со дня вступления приговора суда в законную силу, предоставив квитанцию об оплате в суд.
В случае, если осужденный не имеет возможности единовременно уплатить штраф, суд по ходатайству осужденного и заключению судебного исполнителя может отсрочить уплату штрафа на срок до одного года либо рассрочить его уплату на срок до пяти лет.
Из этого следует, что применение в отношении осужденных отсрочки или рассрочки уплаты штрафа возможно только в судебном порядке на основании поданного ими соответствующего ходатайства.
1. В системе «Расчет» ЕРИП – Суды, юстиция, юридические услуги – Исполнительное производство – Погашение задолженности – Физические лица или Юридические лица (ИП) – Ввести номер плательщика – Совершить платеж
2. Для оплаты штрафа ГАИ в системе «Расчет» ЕРИП необходимо последовательно выбрать разделы: МВД — Штрафы — ГАИ, затем выбрать соответствующую услугу: «ГАИ штраф», «Отсутствие страховки» при наложении штрафа по ч.1-4 ст.18.20 КоАП либо «Фотофиксация скорости» при наложении штрафа по ч.5-8 ст.18.13 КоАП, ввести номер постановления (11 цифр), указанный в правом верхнем углу документа, сверить правильность появившихся на экране фамилии, имени и отчества и суммы платежа, совершить платеж.
Так, статьей 53 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» предусмотрен ряд оснований, по которым производится возвращение исполнительного документа взыскателю после возбуждения исполнительного производства. Рассмотрим некоторые из них.
Если же в процессе исполнения исполнительного документа судебным исполнителем произведены все необходимые исполнительные действия (проверено наличие имущества по месту жительства должника, зарегистрировано ли за ним транспортное средство (маломерные суда), имеется ли в собственности недвижимость, наличие совместно нажитого имущества, выставлено платежное требование в системе АИС ИДО, установлено трудоустроен или нет), были приняты меры по обеспечению исполнения (направлено представление в суд об ограничении в праве управления всеми видами транспортных средств, временном ограничении в праве на выезд за пределы РБ, праве посещения игорных заведений, праве на охоту), по результатам которых будет установлено, что у должника отсутствуют денежные средства и иное имущество, на которые может быть обращено взыскание, должник не трудоустроен, либо он не проживает по месту жительства (за исключением случая, когда объявлен розыск должника – гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, через органы внутренних дел, а также случая исполнения исполнительных документов о взыскании сумм в доход государства), то исполнительный документ будет возвращен Вам, а исполнительное производство окончено.
Кроме того, исполнительный документ возвращается в случае, если в процессе исполнения судебный исполнитель проводил работу с имуществом должника (был наложен арест, производилась реализация арестованного имущества), а Вы отказались оставить за собой не реализованное имущество должника при отсутствии у должника другого имущества или доходов, на которые может быть обращено взыскание.
Однако, после получения на руки исполнительного документа с невзысканной суммой денежных средств, не стоит негодовать и считать, что Ваше «дело прекращено».
Данная статья предусмотрела и повторное предъявление этого исполнительного документа к исполнению в пределах сроков, установленных статьей 34 данного Закона (в течение 3 лет с момента возвращения исполнительного документа). Это значит, что повторно предъявите – повторно будет возбуждено исполнительное производство и начата работа заново.
В соответствии со ст. 115 Инструкции по исполнительному производству, утвержденной Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 7 апреля 2017 г. № 67, до передачи судебным исполнителем арестованного имущества на реализацию должник вправе обратиться с ходатайством о самостоятельной реализации арестованного имущества (лучше не затягивать и обратиться в десятидневный срок, предоставленный для обжалования акта ареста).
При положительном рассмотрении ходатайства должника судебным исполнителем выносится постановление о самостоятельной реализации должником арестованного имущества. В постановлении судебным исполнителем отражается срок, в который необходимо произвести реализацию имущества и внести денежные средства на депозитный счет отдела принудительного исполнения.
Должник вправе реализовать имущество по стоимости, не ниже установленной в акте ареста имущества или акте оценки имущества либо в постановлении об установлении начальной цены реализации арестованного имущества.
Реализация арестованного имущества, переданного на самостоятельную реализацию, осуществляется должником в соответствии с требованиями законодательства без участия судебного исполнителя.
Обращаем внимание, что недвижимое имущество, транспортные средства, иное имущество, в том числе имущественные права, стоимостью 1000 базовых величин и более подлежат реализации с торгов (электронных торгов), если иное не установлено Советом Министров Республики Беларусь.
15 июля 2021 года вступает в силу Закон Республики Беларусь от 6 января 2021 года № 90-З «Об изменении законов по вопросам исполнительного производства».
Законом внесен ряд изменений в работу судебных исполнителей по исполнению исполнительных документов.
Так Законом скорректирована очередность удовлетворения требований взыскателей по исполнительным производствам. Первая очередь осталась неизменной. Вторая же дополнена требованиями о взыскании заработка и ущерба от преступления или правонарушения. В третью очередь вошли взносы на государственное соцстрахование (были ранее во второй очереди). Обязательства, обеспеченные залогом, а также взыскание в республиканский и местные бюджеты войдут уже не в третью, а в четвертую очередь. В пятую очередь будут взыскиваться кредиты под гарантии Правительства или исполкомов, долги перед Банком развития. Все иные требования войдут в шестую очередь.
Предусмотрены изменения, касающиеся порядка определения подлежащего ко взысканию размера принудительного сбора. Общие правила взыскания принудительного сбора не изменятся, однако, будет установлен его минимальный предел вне зависимости от суммы задолженности по исполнительному документу – 0,5 базовой величины, действующей на момент вынесения постановления о взыскании (удержании) принудительного сбора.
Появится новое основание для прекращения исполнительного производства в связи с истечением установленного законодательными актами срока давности исполнения исполнительного документа.
Закон изменяет и процедуру проведения торгов, в том числе электронных, с целью повышения их результативности. В случае, когда покупатель имущества на торгах (электронных торгах) не оплачивает стоимость, за которую им приобретено имущество, либо если устанавливается, что данный покупатель не имел права участвовать в торгах (электронных торгах), такое имущество предлагается приобрести участнику, который не являлся в данной ситуации победителем торгов, но при этом им была сделана предпоследняя ставка в ходе их проведения. Объявление о предстоящих торгах будет обязательно к размещению в сети Интернет, а не в печатных СМИ.
Значительные изменения коснутся переоценки арестованного имущества должника. Вместо одной переоценки до 20 % от первоначальной стоимости имущества будет четыре. После каждой переоценки стоимость имущества будет уменьшаться на 20 %. Кроме того, помимо судебного исполнителя переоценку смогут проводить и субъекты торговли (специализированные организации), которые занимаются реализацией имущества.
Право на принятие мер по обеспечению исполнения исполнительного документа в виде временного ограничения права должника – гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, на управление механическими транспортными средствами, моторными маломерными судами, мощность двигателя которых превышает 3,7 киловатта (5 лошадиных сил), права на охоту, из компетенции суда передается в компетенцию судебного исполнителя.
Изменения коснутся формы и содержания подаваемой жалобы (протеста). Так с 15 июля обязательного приложения копий обжалуемых постановлений или иных документов судебного исполнителя, иного работника ОПИ не требуется, только при их наличии. Отпадет необходимость в приложении документа, подтверждающего направление копии жалобы и приложенных к ней документов сторонам исполнительного производства, судебному исполнителю, руководителю ОПИ, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются. Ранее отсутствие такого документа служило основанием для возвращения поданной жалобы без рассмотрения.
Законом введены такие термины как медиация и медиативное соглашение, которое можно будет заключить до окончания исполнительного производства. В таком случае исполнительное производство будет прекращено, а подлежащий уплате принудительный сбор составит 50 % от установленного размера.
Введено такое основание для обязательного приостановления судебным исполнителем исполнительного производства как предоставление должнику судом, иным уполномоченным органом отсрочки или рассрочки исполнения судебного постановления. Исполнительные производства о взыскании по постановлениям о наложении административных взысканий приостанавливаться ввиду отсутствия у должника денежных средств и (или) иного имущества, на которые может быть обращено взыскание по исполнительным документам, не будут.
Расширен перечень оснований, где судебный исполнитель вправе приостановить исполнительное производство. Например, применение к должнику меры пресечения в виде заключения его под стражу в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
Законом будет предусмотрено право должника по исполнительному производству, предусматривающему солидарную ответственность, получать информацию о взысканной с солидарных должников сумме.
Увеличен срок предоставления судебному исполнителю информации об исполнении исполнительного документа полностью или частично – не позднее трех дней, следующих за днем его исполнения. Ранее информацию необходимо было предоставлять не поздняя дня, следующего за днем исполнения.
Внесены и изменения в Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. Здесь Закон смягчил требования – на одну стиральную машину, находящуюся в семье, арест налагаться не будет.
Кроме того, ключевые изменения коснутся и кандидатов на должность судебного исполнителя. Теперь на указанную должность необходимо будет проходить стажировку и сдавать тестирование на знание законодательства об исполнительном производстве. Такое новшество направлено на повышение качества и эффективности работы системы органов принудительного исполнения.
Статья размещена в газете «Гомельские ведомости»
Согласно ст. 56 Закона Республики Беларусь Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. №439-З «Об исполнительном производстве» (далее-Закон) исполнительные действия совершаются судебным исполнителем по месту жительства (месту пребывания) или месту нахождения должника либо месту нахождения его имущества или месту осуществления должником хозяйственной деятельности.
Судебный исполнитель предпринимает исчерпывающие меры по установлению имущества, на которое может быть обращено взыскание на всей территории Республики Беларусь – получает необходимые сведения, в том числе из автоматизированных информационных систем (баз данных) государственных органов и иных организаций, о должнике и его имуществе, а также имуществе, принадлежащем ему на праве общей совместной собственности и зарегистрированном на имя супруга (супруги).
В соответствии со ст. 87 Закона в случае возникновения спора, связанного с принадлежностью имущества, на которое обращается взыскание, лицо, чье право затрагивается исполнением исполнительного документа, вправе обратиться в суд с иском об освобождении имущества от ареста или исключении имущества из акта описи имущества.
Порядок обжалования (опротестования) постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя, иного работника органа принудительного исполнения, постановлений руководителя органа принудительного исполнения предусмотрен ст.124-131 Закона.
Согласно ст. 69 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 года № 439-З «Об исполнительном производстве» судебным исполнителем может быть применена такая мера принудительного исполнения как обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся на его счетах, во вкладах (депозитах) или на хранении в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях.
Обращение взыскания на денежные средства и выставление платежного требования в АИС ИДО производится после истечение срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, по которому такой срок предоставляется.
Списание денежных средств со счетов производится путем вынесения судебным исполнителем постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счетах в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации, электронные деньги в электронных кошельках.
Вышеназванное постановление может быть обжаловано главному судебному исполнителю того отдела принудительного исполнения, в штате которого состоит судебный исполнитель в десятидневный срок с момента надлежащего уведомления о совершенной мере принудительного исполнения.
Например, в случае вынесения постановления судебным исполнителем отдела принудительного исполнения Центрального района г. Гомеля оно может быть обжаловано главному судебному исполнителю отдела принудительного исполнения Центрального района г. Гомеля.
Общие правила наложения ареста на имущества должника указаны в ст. 82 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 439-З «Об исполнительном производстве».
Так арест на имущество должника налагается по истечении срока, предоставленного судебным исполнителем должнику для добровольного исполнения исполнительного документа.
Арест имущества состоит из его описи и включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости – ограничение права пользоваться имуществом, изъятие имущества.
Перед наложением ареста на имущество должник вправе ходатайствовать перед судебным исполнителем о том, на какое имущество следует обратить взыскание в первую очередь.
При наложении ареста на имущество судебным исполнителем составляется акт ареста имущества, которые может быть обжалован в течение десяти рабочих дней главному судебному исполнителю отдела.
Перечень имущества, на которое судебным исполнителем не может быть наложен арест указан в Приложении к Закону Республики Беларусь «Об исполнительном производстве».
Так, например, не может быть наложен арест на все детские принадлежности, на один холодильник, одну газовую (электрическую) плиту и стиральную машину, обувь, белье, постельные принадлежности, кухонную и столовую утварь, находившиеся в употреблении, и т.д.
С 01.07.2020 вступили в силу изменения в законодательство Республики Беларусь по вопросам, касающимся уплаты алиментов, в том числе в отношении должников, которые не осуществляют трудовую деятельность.
Так, до внесения изменений, уплата алиментов должником, который не работает, осуществляется за текущий месяц в срок не позднее последнего дня следующего за ним месяца, исходя из средней заработной платы работников в республике.
Для примера: в июне 2020 средняя заработная плата работников по республике составляла 1248,90 рублей, исходя из чего алименты, подлежащие уплате с неработающего должника на одного ребенка (25%), составляли 312,23 рублей.
После вступления в силу изменений расчет задолженности по алиментам с работников, которые не осуществляют трудовую деятельность, производится исходя из бюджета прожиточного минимума и определяется в следующих размерах: на одного ребенка – 50 процентов, на двух детей – 100 процентов, на трех и более детей – 150 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
Так алименты, подлежащие выплате за август 2020 года исходя из бюджета прожиточного минимума на одного ребенка с неработающего должника, составляют 128,05 рублей.
Также при наличии вины должника в образовании задолженности, должник уплачивает взыскателю неустойку в размере 0,3 процента от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки, которая рассчитывается судом, при обращении взыскателя.
Наличие возбужденного исполнительного производства у судебного исполнителя не ограничивает должника в праве выезда за границу. И такая мера, как ограничение должника в праве на выезд из Беларуси, не принимается судебным исполнителем самостоятельно, а только в судебном порядке. Если должник не уклоняется от уплаты алиментов и не имеет задолженности по ним за прошлый период, то представление на его ограничение в праве на выезд в суд не направляется. – А когда у должника есть задолженность, то перед планированием выезда за границу лучше уточнить у судебного исполнителя, который ведёт ваше производство, принималась ли мера в виде такого ограничения, и нужно ли погасить задолженность перед поездкой, – пояснил начальник отдела принудительного исполнения Центрального района Гомеля Анатолий Комаров.
С 1 января 2022 года постановлением Совета Министров Республики Беларусь установлена базовая величина в размере 32 рублей. В связи с этим увеличился принудительный сбор с 14 рублей 50 копеек до 16 рублей. Об этом рассказал начальник межрайонного отдела принудительного исполнения Андрей Перегуд.
– Эта ситуация может существенно осложнить жизнь тем людям, на которых, по тем или иным причинам, наложен штраф, а они или забыли, или поленились его оплатить, – говорит Андрей Павлович. – Дело в том, что при неуплате должниками штрафа добровольно в срок до 1 месяца, размер штрафа увеличивается на 2 базовые величины. А после того, как данные на должника поступят в отдел принудительного исполнения, к увеличенному на 2 базовые величины штрафу добавляется принудительный сбор в размере 16 рублей. Бывают такие ситуации, когда у человека небольшой штраф – 0,2 базовой величины, который в результате его «забывчивости» превратился в 85 рублей.
Источник: http://sn.by/2022/02/01/zabyvchivost-uvelichivaet-shtraf/
Одним из видов исполнительных документов, исполняемых судебными исполнителями, являются исполнительные документы о конфискации имущества. Конфискация имущества может быть как мерой уголовно-правового характера, применяемой в целях устранения условий, способствующих совершению новых преступлений как лицом, совершившим преступление, так и иными лицами, так и дополнительным взысканием за совершенное административное правонарушение.
Конфискация имущества заключается в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства имущества, добытого преступным путем или приобретенного на средства, добытые преступным путем; дохода, полученного от использования этого имущества, а также предметов преступления, правонарушения, если они не подлежат возврату потерпевшему или иному лицу; орудий и средств совершения преступления, правонарушения, принадлежащих лицу, совершившему преступление; вещей, изъятых из оборота.
Задачей судебного исполнителя при поступлении исполнительного документа, направленного судом по вступлению судебного постановления в законную силу о специальной конфискации имущества, является оперативное изъятие данного имущества и передача его с соответствующими материалами в подразделение Департамента по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь для последующего учета и реализации такого имущества.
В административном судопроизводстве постановления о конфискации также исполняются органами принудительного исполнения, за исключением постановлений о конфискации огнестрельного, газового оружия и боеприпасов, которые исполняются уполномоченными лицами органов внутренних дел (ст.18.1 КоАП Республики Беларусь).
Следует иметь ввиду, что при совершении лицом преступления, предусмотренного ст. 317-1 Уголовного кодекса Республики Беларусь, то есть при управлении транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, либо передача управления транспортным средством такому лицу, а равно при отказе от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, конфискации подлежит транспортное средство, управляемое правонарушителем независимо от права собственности на данный автомобиль. Такое транспортное средство не будет конфисковано только в случае выбытия его из законного владения собственника (пользователя) помимо его воли или в результате противоправных действий других лиц.
Организации и граждане, которым передано на хранение имущество, подлежащее специальной конфискации, обязаны обеспечить его сохранность. В случае порчи, израсходования, сокрытия либо отчуждения (при отсутствии признаков хищения) данного имущества лицо в установленном порядке подлежит уголовной ответственности.
Зачастую должники ошибочно воспринимают изъятие арестованного имущества в целях взыскания долгов как конфискацию. Однако, здесь имеется существенная разница: после реализации имущества, подлежащего конфискации, денежные средства поступают в доход государства, тогда как при реализации арестованного имущества по иным исполнительным документам – перечисляются взыскателям в счет погашения задолженности.
Источник: http://novobel.gov.by/ru/news_raion-ru/view/kogda-imuschestvo-podlezhit-konfiskatsii-3056/
В связи с внесением изменений в Закон Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 439-З «Об исполнительном производстве», одна стиральная машина на семью включена в перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. Таким образом, действия судебного исполнителя о невнесении стиральной машины в акт ареста имущества являются правомерными.
Согласно ст. 69 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 года № 439-З «Об исполнительном производстве» судебным исполнителем может быть применена такая мера принудительного исполнения как обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся на его счетах, во вкладах (депозитах) или на хранении в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях.
Обращение взыскания на денежные средства и выставление платежного требования в АИС ИДО производится после истечение срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, по которому такой срок предоставляется.
Списание денежных средств со счетов производится путем вынесения судебным исполнителем постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счетах в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации, электронные деньги в электронных кошельках.
Вышеназванное постановление может быть обжаловано главному судебному исполнителю того отдела принудительного исполнения, в штате которого состоит судебный исполнитель в десятидневный срок с момента надлежащего уведомления о совершенной мере принудительного исполнения.
Например, в случае вынесения постановления судебным исполнителем отдела принудительного исполнения Центрального района г. Гомеля оно может быть обжаловано главному судебному исполнителю отдела принудительного исполнения Центрального района г. Гомеля.
В соответствии с требованиями Инструкции по исполнительному производству взыскатель обращается в отдел принудительного исполнения с заявлением о нарушении установленного судебным постановлением порядка общения. После рассмотрения данного заявления судебный исполнитель вручает (направляет) должнику обязательное для исполнения предписание о необходимости исполнить указанные в исполнительном документе требования в установленное судом время общения с ребенком. В случае необходимости судебный исполнитель в праве привлечь к участию представителей органов опеки и попечительства, органов внутренних дел с одновременным направлением такого предписания в соответствующий орган.
В случае неисполнения должником предписания судебный исполнитель составляет протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 25.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
При этом привлечение к ответственности не освобождает должника от обязанности исполнить требования исполнительного документа.
Для трудоспособных родителей минимальный размер алиментов в месяц должен составлять не менее 50 процентов на одного ребенка, 75 процентов – на двоих детей, 100 процентов – на троих и более детей бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (п. 205 Инструкции № 67).
В настоящее время на 1 апреля 2022 года сумма бюджета прожиточного минимума составляет 296 рублей и 55 копеек. Изменение данной величины происходит раз в квартал.
В случае, если имеется подтвержденный официальный заработок, то размер алиментов составляет на одного ребенка – 25 %, на двух детей – 33 %, на трех и более детей – 50 % заработка и иного дохода родителей в месяц.
Да, действительно Министерством юстиции Республики Беларусь 14 апреля 2022 года принято постановление № 67 «Об изменении постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 7 апреля 2017 г. № 67», которое вступает в силу 17 мая 2022 г. В постановлении закреплен порядок обращения взыскания на криптовалюту в рамках исполнительного производства, в том числе при исполнении исполнительного документа о конфискации имущества должника, об обращении имущества должника в доход государства иным способом. Указанный порядок предусматривает особенности ареста, оценки, а также реализации криптовалюты в рамках исполнительного производства.
Существует две стадии исполнения исполнительных документов – добровольная и принудительная.
При возбуждении исполнительного производства судебный исполнитель предоставляет должнику семидневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа, за исключением случаев, когда исполнительный документ ранее находился на исполнении в органах принудительного исполнения и поступил повторно, срок исполнения исполнительного документа установлен судебным постановлением, решением иного уполномоченного органа, документ подлежит немедленному исполнению. Важно помнить, что срок для добровольного исполнения исполнительных документов исчисляется со дня надлежащего извещения должника о возбуждении исполнительного производства.
В соответствии со ст.120 Закона об исполнительном производстве на основании постановления судебного исполнителя по истечении добровольного срока для исполнения с должника взыскивается (удерживается) принудительный сбор в размере 10 % от суммы взыскания.
Семидневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа исчисляется в рабочих днях. При исполнении должником требований исполнительного документа в добровольный срок принудительный сбор судебным исполнителем не взыскивается.
Основанием для продления срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа в соответствии с ч.4 ст.46 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» является ходатайство должника, в котором обоснованы причины невозможности исполнения требований исполнительного документа в предоставленный судебным исполнителем срок. Ходатайство рассматривается судебным исполнителем, и если причины продления, указанные должником, будут признаны уважительными, то такой срок может быть продлен не более чем на семь дней. При этом должникам следует учитывать, что срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа теперь получиться продлить только в случае, когда еще не истек соответствующий срок, предоставленный при возбуждении исполнительного производства.
Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению установлены ст.34 Закона об исполнительном производстве.
Исполнительные документы могут быть предъявлены к исполнению в течение 3 лет со дня выдачи (вступления в законную силу).
Постановления о наложении административного взыскания могут быть предъявлены к исполнению в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу.
Удостоверения комиссий по трудовым спорам могут быть предъявлены к исполнению в течение 3 месяцев со дня их выдачи.
Следует отметить, что срок предъявления прерывается в случае, если взыскатель предъявлял исполнительный документ с платежным требованием к расчетному счету должника. В данном случае, срок предъявления прерывается и исчисляется с даты отметки банком о возврате исполнительного документа взыскателю.
Одним из способов реализации имущества должника являются электронные торги.
В 2016 году, в системе Министерства юстиции было создано республиканское унитарное предприятие по оказанию услуг «БелЮрОбеспечение», где одним из основных направлений деятельности предприятия является реализация имущества путем проведения электронных торгов и через интернет-магазин.
С 15 июля 2021 года в связи с изменениями в Законе «Об исполнительном производстве» усовершенствовались и некоторые подходы к реализации имущества через электронные торги. Например, если ранее победитель торгов в установленный срок не оплачивал сумму, за которую приобретено имущество, такое имущество предлагалось оставить за собой в счет погашения задолженности взыскателям по стоимости, по которой имущество выставлялось на торги. В такой ситуации возникали ситуации, когда покупатель торгов намеренно не оплачивал стоимость имущества, чтобы это имущество по меньшей стоимости мог оставить за собой взыскатель. Теперь подход изменился: если победитель в установленный срок не оплачивает деньги за лот, то имущество предлагается не взыскателям, а участнику торгов, который предложил предпоследнюю ставку.
Еще одно изменение коснулось объявления о предстоящих торгах по продаже имущества должника, теперь информация о торгах в печатных средствах массовой информации не размещается.
Кроме того, новая редакция статьи 93 Закона «Об исполнительном производстве» предусматривает возможность четырех раз вместо одного переоценивать имущество должника в сторону уменьшения стоимости (20% – при первой переоценке; 40% – при второй, 60% – при третьей, 80% – при четвертой).
И если раньше переоценку арестованного имущества должника производил только судебный исполнитель, то с июля 2021 года такое право получили субъект торговли и специализированная организация, которые проводят реализацию имущества, в том числе с электронных торгов.
Возможность такого уменьшения цены на реализуемое имущество, безусловно, способствует его скорейшей реализации, а значит и удовлетворению требований кредиторов.
В соответствии со ст.18 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» стороны исполнительного производства имеют право до окончания исполнительного производства заключить медиативное соглашение.
Стороны, решившие урегулировать спор путем переговоров с участием медиатора, должны заключить письменное соглашение о применении медиации. В этом случае судебный исполнитель вправе приостановить исполнительное производство до прекращения медиации.
Результатом прекращения медиации может быть заключение медиативного соглашения, отказ от медиации, либо истечение срока проведения медиации.
Срок проведения медиации не может превышать шести месяцев со дня заключения соглашения о применении медиации.
При заключении между взыскателем и должником медиативного соглашения исполнительное производство подлежит прекращению в соответствии со ст.52 Закона. Преимуществом медиации в данном случае является то, что при наличии оснований для взыскания принудительного сбора его размер составляет пятьдесят процентов от установленного размера.
В остальных случаях исполнительное производство возобновляется.
Не обязан.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Закона Республики Беларусь 24.10.2016 г. №439-З «Об исполнительном производстве» до предъявления исполнительного документа, связанного со взысканием денежных средств с должника – индивидуального предпринимателя или должника – юридического лица, к исполнению в орган принудительного исполнения взыскатель вправе предъявить платежное требование, оформленное на основании исполнительного документа, в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию для списания денежных средств в бесспорном порядке, находящихся на банковских счетах должника – индивидуального предпринимателя или должника – юридического лица.
Согласно статье 18 Закона Республики Беларусь 24.10.2016 г. №439-З «Об исполнительном производстве» стороны исполнительного производства имеют право знакомиться с материалами исполнительного производства, за исключением документов, содержащих информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, делать выписки из документов, содержащихся в материалах исполнительного производства, снимать за свой счет их копии.
В соответствии с требованиями приказа Министерства юстиции Республики Беларусь от 31.03.2020 N 52 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в органах принудительного исполнения» ознакомление с материалами исполнительного производства производится в приемный день судебного исполнителя.
Узнать приемные дни судебных исполнителей возможно по ссылке https://gomeljust.gov.by/принудительное-исполнение/
В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона Республики Беларусь 24.10.2016 г. №439-З «Об исполнительном производстве» о дате, времени и месте совершения исполнительных действий, а также о вызове к судебному исполнителю стороны и иные участники исполнительного производства извещаются посредством использования почтовой, электронной и иных видов связи, обеспечивающих фиксирование факта получения такого извещения.
Отправка (вручение) исходящей корреспонденции осуществляется одним из следующих способов: системы межведомственного электронного документооборота государственных органов, электронной почты, заказной почты, гибридной почты, курьерской связи.
При этом сторона и иной участник исполнительного производства также считаются извещенными надлежащим образом, если:
– адресат отказался от получения корреспонденции и такой отказ документально зафиксирован;
– адресат не явился за получением корреспонденции, адресат не проживает (не находится) по последнему известному месту жительства (месту пребывания) гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, месту нахождения юридического лица, организации, не являющейся юридическим лицом, о чем имеется сообщение (отметка) оператора почтовой связи.
В случае неявки лица к судебному исполнителю без уважительной причины данное лицо может быть привлечено к административной ответственности по статье 25.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Также в соответствии со статьей 63 Закона Республики Беларусь 24.10.2016 г. №439-З «Об исполнительном производстве» судебный исполнитель вправе выносить постановления о приводе должника – гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, представителя должника – юридического лица, собственников имущества (учредителей, участников) должника – юридического лица.
В соответствии с пунктом 280 Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 N 67, подтверждением факта исполнения должником исполнительного документа являются:
– представление в орган принудительного исполнения оригинала или заверенной должником копии документа (физическим лицом или индивидуальным предпринимателем путем проставления подписи с фамилией и инициалами, юридическим лицом – подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами), подтверждающего совершение платежа в пользу взыскателя и оформленного в соответствии с требованиями законодательства (квитанции, платежного поручения, карт-чека и т.д.), с последующим приобщением данного документа к материалам исполнительного производства;
– информация, полученная судебным исполнителем из автоматизированных информационных систем (баз данных) государственных органов и иных организаций.
Также требованиями статьи 18 Закона Республики Беларусь 24.10.2016 г. №439-З «Об исполнительном производстве» установлена обязанность сторон исполнительного производства представлять судебному исполнителю информацию об исполнении исполнительного документа полностью или частично не позднее трех дней, следующих за днем его исполнения.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Закона «Об исполнительном производстве» (далее – Закон) обращение взыскания на заработную плату и приравненные к ней доходы должника – гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, по возбужденному исполнительному производству производится судебным исполнителем в порядке, установленном Законом.
В случае взыскания задолженности по исполнительным документам в соответствии с частью 1 статьи 107 Закона из подлежащих к выплате сумм заработной платы должника – гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, и приравненных к ней доходов, оставшихся после удержания налогов и обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами, может быть удержано по исполнительному документу до полного погашения взыскиваемых сумм не более пятидесяти процентов, кроме случаев удержаний при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.
Таким образом, при предоставлении судебному исполнителю сведений о Вашем месте работы и (или) размере заработка из Вашего дохода будет удержано по исполнительному документу не более того размера, который определен законодательством об исполнительном производстве.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» (далее – Закон) при возбуждении исполнительного производства в соответствии со статьей 42 Закона судебный исполнитель предоставляет должнику, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, семидневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа, о чем указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства.
Срок для добровольного исполнения исполнительного документа не предоставляется, если:
исполнительный документ ранее находился на исполнении в органах принудительного исполнения и поступил повторно;
срок исполнения исполнительного документа установлен судебным постановлением, решением иного уполномоченного органа (уполномоченного лица) или актом законодательства;
исполнительный документ подлежит немедленному исполнению.
В случае неисполнения должником исполнительного документа в предоставленный ему срок для добровольного исполнения осуществляется принудительное исполнение этого исполнительного документа.
В соответствии с частью 1 статьи 70 Закона Республики Беларусь при исполнении исполнительного документа, связанного со взысканием денежных средств, взыскание обращается в первую очередь на денежные средства должника в белорусских рублях и иностранной валюте.
Таким образом, если Вами не исполнены требования исполнительного документа в срок для добровольного исполнения, взыскание обращается на денежные средства в банковском учреждении.
Для списания денежных средств судебный исполнитель направляет в автоматизированную информационную систему исполнения денежных обязательств платежное требование в порядке, установленном банковским законодательством.
При наличии у должника нескольких текущих (расчетных) банковских счетов судебный исполнитель вправе вынести постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счетах в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации, электронные деньги в электронных кошельках в объеме, необходимом для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, взыскания (удержания) расходов по исполнению исполнительного документа и принудительного сбора.
С 15.07.2021 размер принудительного сбора составляет:
по имущественным требованиям – десять процентов от суммы исполненного в пользу взыскателя требования или стоимости переданного взыскателю имущества, но не менее пятидесяти процентов от размера базовой величины, действующей на момент вынесения постановления о взыскании (удержании) принудительного сбора;
по требованиям, содержащимся в исполнительном документе, носящим неимущественный характер, по каждому исполнительному документу с должника – гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, – пять базовых величин, а с должника – юридического лица – десять базовых величин.
минимальный размер принудительного сбора с должника составляет 0,5 базовой величины. Данная норма предусмотрена законом от 6 января 2021 года №90-З “Об изменении законов по вопросам исполнительного производства”. Принудительный сбор рассчитывается по тем же правилам, однако установлен его минимальный предел вне зависимости от суммы задолженности по исполнительному документу (не менее 0,5 базовой величины, действующей на момент вынесения постановления о взыскании (удержании) принудительного сбора).
Заявление о возбуждении исполнительного производства и прилагаемые к нему документы необходимо предъявлять в орган принудительного исполнения по месту совершения исполнительных действий, где местом совершения исполнительных действий являются: место жительства (местонахождение) должника, местонахождение имущества должника, место осуществления должником хозяйственной деятельности. Также место совершения исполнительных действий не редко указывается в исполнительном документе.
Тем не менее на практике имеет место быть случай, когда место жительства должника не известно. В данной ситуации взыскатель имеет право предъявить Заявление и прилагаемые к нему документы Главному судебному исполнителю по области по месту совершения исполнительных действий, после чего Заявление перенаправляется в соответствующий территориальный отдел принудительного исполнения.
В соответствии п.208 Инструкции по исполнительному производству задолженность по алиментам рассчитывается со дня возбуждения исполнительного производства.
Задолженность по алиментам может быть рассчитана до дня возбуждения исполнительного производства в пределах трехлетнего срока по ходатайству взыскателя.
Расчет задолженности по алиментам по исполнительному производству составляется судебным исполнителем и направляется сторонам исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его составления.
Судебный исполнитель обязан составить расчет задолженности по алиментам при поступлении письменного заявления одной из сторон исполнительного производства, но не более одного раза в месяц, а также перед направлением исполнительного документа нанимателю.
Судебный исполнитель вправе составить расчет задолженности по алиментам по собственной инициативе по мере необходимости.
В соответствии со статьёй 64 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» в случае отсутствия сведений о месте нахождения должника-гражданина, если не представилось возможным установить его место нахождения или место нахождения его имущества, на которое может быть обращено взыскание по ходатайству взыскателя судебный исполнитель обязан объявить розыск должника через органы внутренних дел. В случае установления его нового адреса проживания, после подтверждения факта проживания, исполнительное производство о взыскании алиментов будет направлено в отдел принудительного исполнения того района, где проживает должник, о чем взыскателю будет сообщено.
Согласно части первой статьи 92 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, алименты на одного ребенка при отсутствии соглашений родителей об обратном уплачиваются в размере 25 процентов заработка и (или) иного дохода родителей в месяц. При этом для трудоспособных родителей минимальный размер алиментов в месяц на одного ребенка должен составлять не менее 50 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
Из указанной выше нормы следует, что требование о минимальном размере алиментов установлено по отношению к трудоспособным родителям.
Часть третья статьи 35 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-ХП «О пенсионном обеспечении» закрепляет, что нетрудоспособными членами семьи считаются отец, мать (усыновители (удочерители), если они достигли общеустановленного пенсионного возраста либо являются инвалидами.
С учетом изложенного, удержания из пенсии лица, достигшего общеустановленного пенсионного возраста на одного ребенка производятся в размере 25 процентов заработка и (или) иного дохода родителей в месяц. Бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения в Вашем случае не применяется.
В соответствии со статьей 75 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 439-З «Об исполнительном производстве», если должник имеет имущество, принадлежащее ему на праве общей собственности, которое не зарегистрировано за должником, при недостаточности у должника другого имущества взыскание обращается на долю должника в таком имуществе, определяемую в соответствии с законодательством.
Учитывая, то, что лично у Вас отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, действия судебного исполнителя являются правомерными.
Постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и законные интересы нарушены при исполнении исполнительного документа.
Жалобы подаются руководителю соответствующего органа принудительного исполнения.
Жалобы на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя подаются в письменной форме. Жалоба излагается на русском или белорусском языке.
В жалобе должны быть указаны:
наименование органа принудительного исполнения, в который подается жалоба;
должность, фамилия и инициалы судебного исполнителя, постановления, действия (бездействие) которого обжалуются;
фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, его место жительства (место пребывания) либо наименование, место нахождения юридического лица, государственного органа, подающих жалобу, в том числе являющихся стороной исполнительного производства;
сущность жалобы;
обстоятельства, на которых основана жалоба;
требования лица, подающего жалобу, со ссылкой на акты законодательства;
а также иные обязательные сведения, полный перечень которых содержится в ст.126 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве»
Жалобы на постановления судебного исполнителя могут быть поданы в течение десяти дней со дня получения соответствующих постановлений судебного исполнителя.
Жалобы на действия (бездействие) судебного исполнителя могут быть поданы в течение десяти дней со дня совершения этих действий (установления факта бездействия) либо со дня, когда лицо, подающее жалобу, не извещенное о времени и месте совершения этих действий, узнало или должно было узнать об их совершении.
Пропущенный срок подачи жалобы может быть восстановлен при условии, что одновременно с этой жалобой подано ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы и руководитель органа принудительного исполнения, рассматривающий жалобу, признает причины пропуска срока уважительными.
Жалобы на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя должны быть рассмотрены соответствующим руководителем органа принудительного исполнения в течение десяти дней со дня их поступления.
По результатам рассмотрения жалобы руководитель органа принудительного исполнения может:
признать постановления, действия (бездействие) законными и отказать в удовлетворении жалобы;
признать жалобу обоснованной полностью или частично.
Однако, в случаях, установленных Законом «Об исполнительном производстве», жалоба в течении 3-х дней может быть возвращена без рассмотрения.
По поводу бесспорного списания сообщается следующее.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2018 №414 «О совершенствовании безналичных расчетов» (далее – Указ №414) с 01.01.2020 исполнение денежных обязательств плательщиков путем взыскания в бесспорном порядке денежных средств на счетах в банках осуществляется посредством автоматизированной информационной системы исполнения денежных обязательств (далее- АИС ИДО).
Порядок функционирования АИС ИДО регулируется Положением о порядке осуществления безналичных расчетов посредством АИС ИДО и ее функционирования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь. Национального банка Республики Беларусь от 28.06.2019 № 432/11 (далее- Положение № 432/11). Пунктом 37 Положением №432/11 установлена очередность списания денежных средств со счетов плательщиков. Платежная инструкция АИС ИДО формируется для исполнения НДО плательщика, выраженная в белорусских рублях.
В первую очередь – к текущим (расчетным) банковским счетам в белорусских рублях, за исключением текущих (расчетных) банковских счетов в белорусских рублях, доступ к которым обеспечивается при использовании банковских платежных карточек.
Во вторую очередь – к текущим (расчетным) банковским счетам в иностранной валюте (с продажей иностранной валюты) за исключением текущих (расчетных) банковских счетов, доступ к которым обеспечивается при использовании банковских платежных карточек.
В третью очередь – к иным счетам в банках, с которых бесспорное взыскание предусмотрено законодательными актами (за исключением специальных счетов, открытых в соответствии с законодательными актами).
В четвертую очередь – к электронным кошелькам, текущим (расчетным) банковским счетам, доступ к которым обеспечивается при использовании банковских платежных карточек.
Таким образом, при наличии у плательщика вкладных счетов и текущих (расчетных) банковских счетов, доступ к которым может быть обеспечен при использовании банковских платежных карточек, платежные инструкции АИС ИДО формируются к вкладным счетам, которые относятся к третьей очереди.
По закону «Об исполнительном производстве» судебный исполнитель может входить на земельный участок, в жилое и нежилое помещение должника, в том числе принудительно вскрывать их. Но делать это нужно исключительно в присутствии должника, либо совместно проживающего с ним совершеннолетнего члена семьи.
Нет, не обязан. Проверка имущественного положения должника не противоречит законодательству. Судебные исполнители обязаны совершать ее в месячный срок со дня истечения добровольного срока погашения задолженности.
Да, однако арест в таком случае должен производиться в присутствии его совершеннолетнего члена семьи или с участием понятых.
В таком случае лицо, чье право на собственность затронуто, может обратиться в суд с иском об освобождении имущества от ареста или исключении его из акта описи. Если во время наложения ареста на имущество третьи лица заявят на него свои права, но не представят документального подтверждения, то собственность внесут в акт ареста.
В эфире Радио “Гомель Плюс” судебный исполнитель отдела принудительного исполнения Железнодорожного района г. Гомеля Вячеслав Смирнов и заведующий сектором Татьяна Отчик.
Тема эфира: “Принудительное исполнение. О некоторых нюансах в работе судебных исполнителей”.