Порядок предоставления свидетельств и справок

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ГРАЖДАН

О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СВЕДЕНИЙ И

ДОКУМЕНТОВ ИЗ АРХИВА ОРГАНОВ ЗАГСА

 

КАКИЕ СВЕДЕНИЯ И ДОКУМЕНТЫ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ?

При наличии установочных данных (ФИО, дата и место рождения, смерти, заключения брака и т.д.) выдаются повторные свидетельства о регистрации актов гражданского состояния (далее – повторные свидетельства) или справки, содержащие сведения из записи акта гражданского состояния, о записях актов, об отсутствии записи акта (далее – справки).

Выдача гражданам копий записей актов, составленных в Республике Беларусь, не допускается.

В органах записи актов гражданского состояния (далее – органы загса) содержатся сведения:
о рождении;
о заключении брака;
о расторжении брака;
о перемене фамилии, собственного имени, отчества;
о смерти.

Информация о месте жительства, месте работы, наградах, об участии в боевых действиях и т.д. в органах загса отсутствует.

Составление родословных, историко-генеалогические исследования, розыск граждан и их родственников в компетенцию органов загса не входят.

В архиве органов, регистрирующих акты гражданского состояния, главного управления юстиции Гомельского областного исполнительного комитета (далее – архив органов загса), отделах записи актов гражданского состояния местных исполнительных и распорядительных органов Гомельской области хранятся сведения только в отношении лиц, проживавших на нынешней территории Гомельской области.

ЗА КАКОЙ ПЕРИОД СОХРАНИЛИСЬ СВЕДЕНИЯ?

В архиве органов загса сведения за временные периоды:
с 1919 по 1941 годы – частично сохранены,
с 1942 по 1943 годы – не сохранён.
с 1944 по 2021 годы – сохранены.

Архив с 1919 года по 1941 год в некоторых районах находится также в отделах записи актов гражданского состояния районных исполнительных комитетов (Калинковичский, Кормянский, Лоевский, Петриковский, Речицкий, Хойникский, частично Гомельский районы).

Восстановленные (послевоенные) записи актов хранятся во всех отделах загса.

Метрические книги православных церквей, Римско-католических костелов и Казенных раввинатов Гомельской области по 1918 год включительно переданы на хранение в государственное учреждение «Национальный исторический архив Беларуси» (г. Минск, ул. Кропоткина, 55, е-mail: niab@niab.by). 

КТО МОЖЕТ ИХ ПОЛУЧИТЬ?

Использование сведений, содержащихся в записях актов гражданского состояния, может нанести ущерб личным неимущественным и имущественным интересам граждан и их родственников. Кодексом о браке и семье Республики Беларусь и Положением о порядке регистрации актов гражданского состояния и выдачи документов и (или) справок органами, регистрирующими акты гражданского состояния, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2005 г. № 1454 (далее – Положение), ограничен круг лиц, имеющих право истребовать документы.

Согласно статье 202 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, повторные свидетельства выдаются лицам, на которых составлена запись акта гражданского состояния, по их заявлениям, их опекунам, попечителям, а также по мотивированным запросам адвокатов. Повторное свидетельство о смерти может быть выдано родственникам и иным членам семьи умершего, опекунам, попечителям детей умершего.

Справки выдаются:
гражданину, на которого составлена запись акта, – о всех сведениях, содержащихся в записи акта;
родителям, усыновителям, опекунам и попечителям – о сведениях, содержащихся в записи акта о рождении детей;
гражданам, являющимся опекунами недееспособных лиц, – о сведениях, содержащихся в записи акта, составленной на недееспособных лиц;
родственникам, иным членам семьи умершего – о сведениях, содержащихся в записи акта о смерти.

В соответствии с пунктом 104 Положения, в исключительных случаях справки могут выдаваться наследникам, родственникам (дети, родители, дед, бабка, внуки, родные братья, сестры), супругу (супруге) гражданина, на которого составлена запись акта (при предъявлении документов, подтверждающих родственные отношения).

КУДА И КАК ОБРАТИТЬСЯ?

Для граждан, находящихся в Республике Беларусь, – лично в архив органов загса (г. Гомель, ул. Крестьянская, 20) либо в орган загса по месту своего жительства (пребывания).

Повторные свидетельства и справки могут выдаваться представителям граждан Республики Беларусь по доверенностям, удостоверенными нотариусом либо иным должностным лицом, которому в соответствии с законодательными актами предоставлено право совершать нотариальные действия.

Для граждан, не находящихся в Республике Беларусь, – в орган загса по месту своего жительства либо в дипломатические и консульские учреждения Республики Беларусь на территории иностранного государства.

ВНИМАНИЕ!

Согласно части седьмой пункта 10 Положения, запись акта содержит информацию о персональных данных гражданина, распространение и (или) предоставление которой ограничено. В связи с этим повторные свидетельства и справки, а также иная информация по письменным и электронным обращениям граждан не предоставляются, на домашний и электронный адрес не высылаются.

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НЕОБХОДИМО ПРЕДЪЯВИТЬ?

Для граждан Республики Беларусь, а также иностранных граждан, находящихся в Республике Беларусь – документы в соответствии с законодательством об административных процедурах.

Административные процедуры в отношении граждан

В случае запроса сведений в отношении другого лица необходимо предоставить при этом документы, подтверждающие родственные отношения с лицом, в отношении которого запрашивается документ.

Для граждан, не находящихся в Республике Беларусь, – документы в соответствии с законодательством страны пребывания или международными договорами. В случае запроса сведений в отношении другого лица также необходимо предоставить при этом документы, подтверждающие родственные отношения с лицом, в отношении которого запрашивается документ.

ЧТО БУДЕТ УКАЗАНО В СВИДЕТЕЛЬСТВЕ?

 Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 23 «Об установлении форм бланков свидетельств о регистрации актов гражданского состояния» установлены формы бланков свидетельств о регистрации актов гражданского состояния.

Постановление Министерства Юстиции Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. №23

ВНИМАНИЕ!
Срок действия свидетельства – бессрочно

ЧТО БУДЕТ УКАЗАНО В СПРАВКЕ?

Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 16 августа 2006 г. № 43 «Об утверждении форм справок, журналов и других документов, связанных с регистрацией актов гражданского состояния» утверждены формы справок, выдаваемые гражданам.

Постановление Министерства Юстиции Республики Беларусь от 16 августа 2006 г. № 43

ВНИМАНИЕ!
Срок действия справок составляет один год.