Кем возбуждается ходатайство, принимается решение, готовится представление к награждению многодетной матери орденом Матери? Какой существует порядок такого награждения многодетных матерей, проживающих в городе областного подчинения?
Расскажите об этом подробнее.
Указанные правоотношения регламентированы Указом Президента Республики Беларусь от 8 апреля 2005 года №168 «О некоторых вопросах награждения государственными наградами Республики Беларусь» в редакции Указа от 8 апреля 2005 года №168 (далее – Указ №168), Законом Республики Беларусь «О государственных наградах Республики Беларусь» от 18 мая 2004 года (далее – Закон), Кодексом Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС) и другими актами законодательства.
Согласно ст.62 КоБС многодетной является семья, в которой на иждивении и воспитании находятся трое и более детей.
Статус многодетной семьи подтверждается удостоверением, которое выдается местными исполнительными и распорядительными органами. Образец удостоверения и порядок его выдачи утверждаются Правительством Республики Беларусь (ч.2 приведённой нормы).
Возбуждение ходатайства о награждении орденом Матери регламентировано ст.61 Закона.
Относительно награждения многодетных матерей, проживающих в городе областного подчинения, ходатайство о награждении орденом Матери возбуждается перед областным исполнительным комитетом местной администрацией или городским исполнительным комитетом.
Решение местной администрации либо городского исполнительного комитета, анкета со сведениями о составе семьи и материалами, характеризующими отношение матери к воспитанию детей, направляются в областной исполнительный комитет, который в течение месяца обязан проверить обоснованность представления многодетной матери к награждению и направить свое решение Президенту Республики Беларусь.
В силу п.3 Положения о порядке награждения государственными наградами Республики Беларусь, лишения государственных наград Республики Беларусь и восстановления в правах на эти награды, утверждённого Указом №168, на многодетную мать, представляемую к награждению орденом Матери, заполняется анкета по форме согласно приложению 2.
Анкета заполняется на основании данных документа, удостоверяющего личность матери, и свидетельств о рождении детей местным исполнительным и распорядительным органом по месту жительства многодетной матери, подписывается его руководителем и скрепляется печатью.
Мы являемся многодетной семьёй. Слышали, что законом предусмотрено единовременное предоставление семьям безналичных денежных средств при рождении третьего и последующих детей. Хотелось бы узнать, кто имеет право на назначение семейного капитала? На какие цели он может быть израсходован? Когда можно распорядиться средствами семейного капитала? Куда следует обращаться за его назначением? Расскажите об этом подробнее.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 9 декабря 2014 года №572 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей» с 1 января 2015 года в качестве дополнительной меры государственной поддержки семьям, воспитывающим детей, предусмотрено единовременное предоставление семьям безналичных денежных средств в размере 10 000 долларов США при рождении, усыновлении (удочерении) третьего или последующих детей.
Средства семейного капитала предоставляются семьям для использования только в Республике Беларусь в полном объеме либо по частям в безналичном порядке в соответствии с законодательством по одному или нескольким направлениям:
1) улучшение жилищных условий;
2) получение образования;
3) получение услуг в сфере социального обслуживания, здравоохранения;
4) формирование накопительной (дополнительной) пенсии матери (мачехи) в полной семье, родителя в неполной семье.
Расходование семейного капитала на иные цели не допускается.
Право на назначение семейного капитала имеют граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие в Республике Беларусь: мать (мачеха) в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель) при рождении, усыновлении (удочерении) третьего или последующих детей в период с 1 января 2015 года до 31 декабря 2019 года включительно, если с учетом родившегося, усыновленного (удочеренного) ребенка (детей) в семье воспитываются не менее троих детей в возрасте до 18 лет. При этом дата рождения усыновленного (удочеренного) ребенка (детей) должна быть не ранее 1 января 2015 года.
Право на распоряжение средствами семейного капитала предоставляется по истечении 18 лет с даты рождения ребенка, в связи с рождением, усыновлением (удочерением) которого семья приобрела право на назначение семейного капитала.
Средства семейного капитала могут быть использованы досрочно в полном объеме либо по частям в безналичном порядке независимо от периода времени, прошедшего с даты назначения семейного капитала, на получение членом (членами) семьи платных медицинских услуг, оказываемых организациями здравоохранения, в порядке и по перечню, определяемым Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
За назначением семейного капитала лица, имеющие право на его получение, вправе обратиться в местные исполнительные и распорядительные органы в соответствии с регистрацией по месту жительства в течение 6 месяцев со дня рождения, усыновления (удочерения) третьего или последующих детей.
Средства семейного капитала, в отношении которых граждане не обратились с заявлением о распоряжении ими в течение 3 лет по истечении 18 лет с даты рождения ребенка, в связи с рождением, усыновлением (удочерением) которого семья приобрела право на семейный капитал, равно как и не использованные в полном объеме в течение 5 лет после подачи заявления, подлежат возврату в доход республиканского бюджета.
Семья может реализовать право на назначение семейного капитала один раз.
Средства семейного капитала не наследуются, освобождаются от подоходного налога с физических лиц, на них не может быть обращено взыскание.
В случае отказа от возврата в добровольном порядке средств семейного капитала, израсходованных на цели, не предусмотренные приведённым Указом, они взыскиваются в судебном порядке.
В современных условиях для многих организаций и индивидуальных предпринимателей важны различные способы кредитования, включая займы. Слышал, что на законодательном уровне изменены условия предоставления физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, займов. Расскажите об этом подробнее.
Согласно .1 Указа Президента Республики Беларусь от 30 июня 2014 г. №325 «О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций» с 1 августа 2014 г. денежные средства независимо от суммы могут быть получены в заем (привлечены) от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, путем заключения договора займа, иного договора, предусматривающего аналогичные условия передачи в собственность денежных средств: – коммерческими организациями – от физических лиц, являющихся собственниками имущества, учредителями (участниками), членами данных организаций, а от иных физических лиц (одного или нескольких) не более двух раз в течение календарного месяца; – некоммерческими организациями – от физических лиц, являющихся учредителями данных организаций, а от иных физических лиц (одного или нескольких) не более двух раз в течение календарного месяца; – индивидуальными предпринимателями – не более двух раз в течение календарного месяца от одного или нескольких физических лиц (п.п.1.1.). Указанные положения действуют до 1 января 2015 года.
Имею высшее юридическое образование и намерение оказывать юридические услуги. составляющие лицензируемый вид деятельности по оказанию юридических услуг. Слышал, что на законодательном уровне изменились условия получения свидетельства об аттестации юриста и сейчас такой документ можно получить без сдачи аттестационного экзамена. Так ли это? Расскажите об этом подробнее.
Да, действительно. С 04 апреля 2014 года изменились условия получения свидетельств об аттестации юриста гражданами Республики Беларусь, намеревающимися оказывать юридические услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности по оказанию юридических услуг, самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя или, работая по найму, в коммерческой организации. Указанные правоотношения регламентированы постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь «О некоторых вопросах лицензирования деятельности по оказанию юридических услуг» от 7 марта 2014 года №58 (далее – Постановление №58). Для получения свидетельства об аттестации юриста претендент представляет в Министерство юстиции Республики Беларусь заявление о выдаче свидетельства по форме согласно приложению 1 к Инструкции о порядке выдачи свидетельств об аттестации юриста, об аттестации риэлтера, внесения в них изменений, продления срока действия и прекращения действия свидетельств, утверждённой Постановлением №58, с приложением документов, перечисленных в пункте 6 приведённой Инструкции. Решение о выдаче (отказе в выдаче) свидетельства об аттестации юриста принимается Комиссией по вопросам оказания юридических услуг (далее – Комиссия) по результатам рассмотрения представленных претендентом на получение свидетельства об аттестации юриста документов без его приглашения на заседание Комиссии. О принятом Комиссией решении претенденту на получение свидетельства об аттестации юриста направляется письменное уведомление в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
Слышала, что сейчас не выплачивается пособие на погребение. Так ли это?
Нет, такие слухи не соответствуют действительности. Согласно ст.9 Закона Республики Беларусь «О погребении и похоронном деле» от 12 ноября 2001 года в редакции Закона от 13.07.2012 года физическим лицам, взявшим на себя организацию погребения умершего и не получившим гарантированные услуги по погребению, выплачивается пособие (материальная помощь) на погребение.
Имею намерение получить лицензию на право оказания юридических услуг. Разъясните, пожалуйста, какие лицензионные требования и условия предъявляются законом к соискателю лицензии – индивидуальному предпринимателю? Какие виды услуг имеет право оказывать лицензиат при осуществлении составляющей лицензируемый вид деятельности услуги – юридические услуги?
В соответствии с п.340 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утверждённого Указом Президента Республики Беларусь 01.09.2010 г. №450 (далее – Положение), лицензирование деятельности по оказанию юридических осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь. Согласно п.346 Положения лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на оказание юридических услуг (как составляющей лицензируемую деятельность услуги) для индивидуального предпринимателя является наличие гражданства Республики Беларусь и свидетельства об аттестации юриста. Порядок выдачи свидетельств об аттестации юриста регламентирован Инструкцией о порядке выдачи свидетельств об аттестации юриста, о присвоении квалификации судебного эксперта, об аттестации риэлтера, утверждённой постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь 06.01.2009 года №1. В силу п.348 Положения для получения лицензии на право оказания юридических услуг (как составляющей лицензируемую деятельность услуги) индивидуальный предприниматель дополнительно к документам, указанным в подпунктах 15.1–15.4 пункта 15 Положения, представляет анкету соискателя лицензии по форме, утверждаемой Министерством юстиции, а также выписку из трудовой книжки (ее дубликата), содержащую сведения о работе со дня подачи документов на получение свидетельства об аттестации юриста до дня подачи документов для получения лицензии, заверенную индивидуальным предпринимателем (с предъявлением ее оригинала). К юридическим услугам (как составляющая лицензируемую деятельность услуга) относится возмездное оказание услуг по составлению заявлений, жалоб, претензий, исков, договоров, соглашений, контрактов и других юридических документов; предоставлению устных и (или) письменных консультаций, разъяснений, заключений по юридическим вопросам, связанным с созданием, деятельностью и прекращением деятельности юридического лица, осуществлением и прекращением предпринимательской деятельности физического лица; проведению правовой экспертизы документов и деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя; ведению правовой работы по обеспечению хозяйственной и иной деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя; ведению правовой работы по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь; представлению интересов перед третьими лицами от имени заказчика в процессе переговоров, при проведении собраний, заседаний и иных встреч и осуществлению иных действий юридического характера; представительству интересов заказчиков, в том числе на стадии исполнения судебных постановлений, в хозяйственных, международных арбитражных (третейских) судах; проведению работы по взысканию с должников задолженности, включая досудебную работу, сопровождение исполнения решений судов и иных юрисдикционных органов; ведению документации и осуществлению хранения документов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что не исключает обязательств по сдаче документов в государственные архивные учреждения в случаях, предусмотренных законодательством (п.342 Положения).
Я являюсь поручителем по кредитному договору. Однако кредитополучатель умер, вследствие чего я вынуждена отвечать перед банком за исполнение должником его обязательства. Какие права предусмотрены законом относительно поручителя, исполнившего обязательства? Кому я могу предъявить свои требования в возмещение затраченных мною по договору поручительства денежных средств?
В соответствии со ст. 137 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – Кодекс) по кредитному договору банк или небанковская кредитно-финансовая (кредитодатель) обязуются предоставить денежные средства (кредит) другому лицу (кредитополучателю) в размере и на условиях, определенных договором, а кредитополучатель обязуется возвратить (погасить) кредит и уплатить проценты за пользование им. Исполнение обязательств по кредитному договору может обеспечиваться, в частности, поручительством (ст. 147 Кодекса). Согласно ст. 341 ГК Республики Беларусь (далее – ГК) по договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части. В силу ст. 343 ГК поручитель отвечает перед кредитором в том же объеме, что и должник, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств должником, если иное не предусмотрено договором поручительства. Согласно ст. 345 ГК к поручителю, исполнившему обязательство, переходят права кредитора по этому обязательству и права, принадлежавшие кредитору как залогодержателю, в том объеме, в котором поручитель удовлетворил требование кредитора. (п. 1.). В силу ст. 1086 ГК кредиторы наследодателя вправе в течении срока исковой давности предъявить свои требования принявшим наследство наследникам (п.4). Каждый из наследников, принявших наследство, отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследуемого имущества (п.1 привиденной нормы).
Моя соседка занимается репетиторством с детьми дошкольного возраста. Занятия проходят у неё в квартире два раза в день - утром и вечером. Во время занятий очень шумно, что, естественно, мешает нам, пожилым людям. Куда мы только ни обращались, ответ один - её деятельность основана на законе. Однако нам от этого не легче. Почему мы должны постоянно терпеть повышенный шум? Где искать защиту? Подскажите, как быть?
Жилые помещения не могут использоваться в ущерб другим гражданам. Пунктом 6 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений жилого дома в Республике Беларусь, утверждённых приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь 07.12.1999 г. №177, определено, что граждане не должны совершать действий, создающих повышенный шум или вибрацию, нарушающих нормальные условия проживания граждан в других жилых помещениях (п.п.6.11.). Нарушение правил пользования жилыми помещениями в соответствии со ст.21.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях влечёт наложение штрафа на граждан в размере от десяти до тридцати базовых величин. Согласно ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях правом составления протоколов об указанном административном правонарушении наделены, в том числе, местные исполнительные и распорядительные органы. При наличии к тому оснований Вы вправе обратиться к должностным лицам, уполномоченным соответствующим исполкомом на составление по указанной статье протоколов об административном правонарушении.
Слышала, что можно будет взять кредит в банке на потребительские нужды на льготных условиях. Какие банки будут предоставлять кредит, с какого времени, на каких условиях, каким категориям граждан? Расскажите об этом подробнее.
Да, действительно. Указом Президента Республики Беларусь от 6 июля 2009 г. № 371 “О льготном потребительском кредитовании” (далее – Указ) предложено ОАО “Сберегательный банк “Беларусбанк”, “Белагропромбанк”, “Белорусский банк развития и реконструкции “Белинвестбанк”, “Белпромстройбанк” в 2009-2010 годах предоставлять малообеспеченным гражданам льготные кредиты на потребительские нужды для приобретения в торговых организациях товаров по перечню, определяемому Совету Министров Республики Беларусь. При этом под малообеспеченными гражданами понимаются граждане, у которых среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи, исчисленный за три месяца, предшествующих месяцу заключения кредитного договора, не превышает трехкратного среднемесячного среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из четырех человек, установленного на дату заключения этого договора. Льготные кредиты будут предоставляться банками в безналичном порядке в белорусских рублях сроком до трёх лет с уплатой десяти процентов годовых за пользование кредитом. Общая сумма льготных кредитов, выдаваемых банками одному получателю, не может превысить 300 базовых величин, установленных на дату заключения кредитного договора любым из банков. Реализовать своё правомочие граждане смогут со дня вступления Указа в силу – с 9 августа 2009 года.
1996 г. руководство завода обязано выплачивать мне ежемесячно сумму в счет возмещения вреда причиненного здоровью с учетом средней заработной платы по республике, утраты трудоспособности -25% и индивидуального коэффициента- 1.31971. Однако филиал Белгосстраха уменьшил мне коэффициент на 1.04386. Прошу разъяснять правомочность действий страховой организации.
В соответствии с законодательными актами об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях, обязанности по страховым выплатам лицам, чье право на возмещение вреда было установлено в соответствии с действующим до 1 января 2004 г. законодательством, перешли к страховщику. Возмещение вреда, которое ранее осуществлялось на основании приказа нанимателя или судебного решения, теперь производится путем страховых выплат в соответствии с п.п.276-280 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности». Согласно разъяснениям Верховного Суда Республики Беларусь от 10.04.2008 г. №08-11/144 страховщик не связан с ранее изданным приказом или вынесенным судебным решением и, если ранее размер возмещения вреда был определен неверно, в частности, вследствие неправильного применения законодательства либо ошибки в подсчете, вправе определить размер страховой выплаты в соответствии с Положением.
Назад Вернуться на главную