Юридическая экспертиза

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
(ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА И КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НИЖЕСТОЯЩИХ ОРГАНОВ)
(интернет-сайт: http: //www.minjust.by, e-mail: kanc@minjust.by)
Телефон8 (017) 200-86-87, 200-97-55
Телефон доверия8 (017) 306-37-30

МИНИСТР ЮСТИЦИИ —  СЛИЖЕВСКИЙ Олег Леонидович
график приема: первая среда каждого месяца с 8.00 до 13.00 (кабинет № 321)

ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА — ЗАДИРАН Сергей Владимирович
график приема: четвертая среда месяца с 8:00 до 13:00 (кабинет №501)

Прием граждан Министром юстиции осуществляется:
по предварительной записи помощником Министра по телефону 8 (017) 200-96-84

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Руководитель: Филиппова Наталья Николаевна

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЮСТИЦИИ ГОМЕЛЬСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА

НАЧАЛЬНИК ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ — МАКАРЕВИЧ Валентин Владимирович

ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЮСТИЦИИ – НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ — ГУРЖИЙ Андрей Анатольевич

Контактный телефон: 8 (0232) 33 42 90

Порядок проведения обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового уровня

 

Главным управлением юстиции Гомельского областного исполнительного комитета проводится обязательная юридическая экспертиза нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового уровня.

Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

К локальным нормативным правовым актам, не подлежащим обязательной юридической экспертизе, относятся в том числе акты:

действие которых ограничивается нормотворческим органом (его территориальными органами), подчиненными ему (входящими в его состав, систему) организациями, в том числе в случаях, когда территориальные органы, подчиненные (входящие в состав, систему) организации не определены непосредственно в тексте такого акта;

распространяющие свое действие исключительно на работников нормотворческого органа (его территориальных органов), подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций, а также лиц, проходящих службу (воинскую службу) в этих органах и организациях, в том числе в случаях, когда они индивидуально не определены в тексте такого акта;

предусматривающие создание и (или) определяющие порядок деятельности структурных подразделений, комиссий и иных формирований нормотворческого органа (его территориальных органов), подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций;

обладающие вышеуказанными признаками, однако подлежащие в соответствии с законодательством совместному принятию либо согласованию с государственным органом, реализующим государственную политику в определенной сфере.

При этом действие таких нормативных правовых актов, не должно затрагивать прав, свобод и обязанностей иных граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц.

Обязательной юридической экспертизе не подлежат также регламенты коллегиальных органов, технических и локальных нормативные правовые акты, нормативные правовые акты, содержащие государственные секреты.

Нормативные правовые акты представляются для проведения обязательной юридической экспертизы не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем их принятия посредством автоматизированной информационной системы, обеспечивающей формирование Национального реестра правовых актов Республики Беларусь.

Обязательная юридическая экспертиза нормативных правовых актов проводится в течение 10 рабочих дней.

Срок проведения обязательной юридической экспертизы может быть продлен не более чем на 10 рабочих дней в случаях, установленных законодательством.

В случае незначительного несоответствия нормативного правового акта требованиям нормотворческой техники главное управление юстиции вправе внести в нормотворческий орган предложение о необходимости доработки нормативного правового акта посредством внесения в рабочем порядке соответствующих изменений и (или) дополнений в реквизиты и текст нормативного правового акта. При получении согласия руководителя (заместителя руководителя) нормотворческого органа на устранение имеющихся замечаний срок проведения обязательной юридической экспертизы продлевается на 5 рабочих дней.

Критериями оценки нормативных правовых актов являются:

соответствие Конституции Республики Беларусь;

соответствие нормативным правовым актам Президента Республики Беларусь, законам Республики Беларусь, иным нормативным правовым актам большей юридической силы по отношению к оцениваемому нормативному правовому акту, в том числе устанавливающим требования нормотворческой техники.

При проведении юридической экспертизы Министерством юстиции, управлениями юстиции не осуществляется оценка:

установленных в нормативных правовых актах финансовых показателей, индексов, коэффициентов, нормативов, лимитов и иных показателей, а также формул их расчета, за исключением оценки их соответствия показателям, установленным нормативными правовыми актами большей юридической силы;

соответствия нормативных правовых актов техническим нормативным правовым актам;

необходимости, приоритетности и полноты правового регулирования нормативными правовыми актами соответствующих общественных отношений, за исключением оценки полноты правового регулирования в части соответствия нормативным правовым актам большей юридической силы.

По результатам проведения обязательной юридической экспертизы выносится одно из следующих заключений:

заключение, содержащее обоснованный вывод о соответствии нормативного правового акта установленным законодательством критериям оценки и допустимости его включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (положительное заключение);

заключение, содержащее обоснованный вывод о несоответствии нормативного правового акта установленным законодательством критериям оценки и недопустимости его включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (отрицательное заключение).

 

Перечень основных нормативных правовых актов, регулирующих порядок проведения обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов

Указ Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. № 369 «О Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь»

Указ Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. № 359 «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности»

Указ Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 711 «О некоторых вопросах осуществления обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов»

Декрет Президента Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 3 «О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь»

Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2006 г. № 1244 «Об обязательной юридической экспертизе нормативных правовых актов»

Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 26 сентября 2006 г. № 59 «Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия Министерства юстиции Республики Беларусь, Национального центра правовой информации Республики Беларусь и главных управлений юстиции областных исполнительных комитетов по вопросам включения нормативных правовых актов в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, а также об особенностях оформления и представления текстов нормативных правовых актов в электронном виде»

Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 12 октября 2006 г. № 62 «О реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2006 г. № 1244»

Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях»

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 30 июня 2009 г. № 88/124 «Об утверждении Инструкции по методике подготовки финансово-экономических обоснований к проектам нормативных правовых актов».

 

Перечень документов, представляемых для проведения обязательной юридической экспертизы

В главное управление юстиции для проведения обязательной юридической экспертизы представляются:

  1. Нормативный правовой акт в виде электронного документа или файла с текстом этого нормативного правового акта, соответствующему тексту оригиналов на бумажных носителях;
  2. Обоснование необходимости принятия (издания) нормативного правового акта, включая финансово-экономическое обоснование, подписанное руководителем нормотворческого органа, принявшего данный акт, или его заместителем либо управляющим делами райгорисполкома.

В обоснование, помимо финансово-экономического обоснования, должна быть включена информация:

о целях подготовки проекта нормативного правового акта, предмете правового регулирования его структурных элементов, изменяющих существующее правовое регулирование;

о проведенном анализе законодательства Республики Беларусь и практики его применения, законодательства иностранных государств, публикаций в средствах массовой информации, обращений граждан и организаций, относящихся к предмету правового регулирования проекта нормативного правового акта;

о всестороннем и объективном прогнозе предполагаемых последствий принятия (издания) нормативного правового акта;

о перечне нормативных правовых актов (их структурных элементов), подлежащих признанию утратившими силу, изменению и (или) дополнению, а также разработке в связи с принятием (изданием) нормативного правового акта (при их наличии).

  1. Выписка из документа (его копия), обосновывающего отсутствие руководителя нормотворческого органа, в случае подписания принятого нормативного правового акта лицом, исполняющим обязанности руководителя данного органа;
  2. Сведения о согласовании проекта нормативного правового акта с заинтересованными государственными органами (организациями), если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством, а также если в нормативном правовом акте содержатся нормативные предписания и (или) поручения, касающиеся других государственных органов (организаций), оформленные в порядке, установленном законодательством.

 

Перечень методических разъяснений главного управления юстиции по вопросам обязательной юридической экспертизы

От 31.08.2011 № 05.3-02/620 «О нормативных правовых актах»

От 22.09.2011 № 01-06/3811 «О требованиях нормотворческой техники»

От 10.10.2011 № 02-46/568 «Об обоснованиях необходимости принятия нормативных правовых актов»

От 22.03.2012 № 05.3-06/214 «О прекращении действия нормативных правовых актов»

От 10.04.2012 № 05.3-06/278 «О некоторых вопросах направления нормативных правовых актов на обязательную юридическую экспертизу»

От 31.05.2012 № 05.3-06/383 «О нормативных правовых актах»

От 04.01.2013 № 05.3-06/1 «О некоторых вопросах вступления в силу нормативных правовых актов»

От 09.04.2013 № 05.3-06/293 «О некоторых вопросах обязательной юридической экспертизы»

От 30.10.2013 № 05.3-06/780 «О некоторых вопросах принятия нормативных правовых актов»

От 18.03.2014 № 04-03/7 О некоторых вопросах согласования проектов нормативных правовых актов

От 14.07.2014 № 04-03/32 Об ограничении реализации алкогольных напитков

От 06.10.2014  № 04-03/41 О некоторых вопросах обязательной юридической экспертизы

От 16.03.2015      № 04-03/5 «О требованиях к подготовке проектов нормативных правовых актов»

От 30.04.2015      № 04-03/11 «О нарушениях при подготовке нормативных правовых актов и их направлении на обязательную юридическую экспертизу»

От 16.10.2015 № 04-03/60 «О некоторых вопросах подготовки проектов нормативных правовых актов»

От 08.12.2015 г. № 04-03/70 «Об установлении и изменении границ сельских населенных пунктов»

 

 

Назад     Вернуться на главную