Конституционно-правовая позиция Конституционного Суда Республики Беларусь

Конституционный Суд Республики Беларусь, руководствуясь статьей 116 Конституции Республики Беларусь, статьей 6 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 44–45 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», выразил конституционно-правовую позицию по защите конституционного строя

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича Петра Петровича, заместителя Председателя Карпович Натальи Александровны, судей Бодак Аллы Николаевны, Бойко Татьяны Семеновны, Вороновича Тадеуша Валентиновича, Данилюка   Станислава Евгеньевича, Козыревой   Лилии Григорьевны, Рябцева Виктора Николаевича, Рябцева Леонида Михайловича, Сергеевой Ольги Геннадьевны, Тиковенко Анатолия Герасимовича, Чигринова Сергея Петровича,

руководствуясь статьей 116 Конституции Республики Беларусь, статьей 6 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 44–45 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»,

выражает конституционно-правовую позицию по защите конституционного строя:

  1. Конституция Республики Беларусь – это общественный договор об устройстве общества и государства, системе государственной власти и порядке ее формирования, о взаимодействии личности, общества и государства. Все граждане и органы власти нашей страны обязаны руководствоваться положениями Конституции и неукоснительно соблюдать требования Основного Закона исходя из общественно-государственной и юридической значимости ее содержания.
  2. В соответствии со статьей 3 Конституции единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.

Конституционный Суд констатирует, что 9 августа 2020 года белорусский народ в порядке, установленном Конституцией и основанным на конституционных принципах избирательном законодательстве, выразил свое свободное волеизъявление и избрал А.Г.Лукашенко Президентом Республики Беларусь. Демократичность и легитимность выборов Президента подтверждается соблюдением принципов и норм Конституции в избирательном процессе.

  1. Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Участвуя в выборах, политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан (статьи 4, 5 Конституции).

При этом для защиты конституционных прав граждан в избирательном процессе в Республике Беларусь как демократическом правовом государстве установлены юридические процедуры, в том числе реализации права на судебную защиту.

  1. Конституционный Суд отмечает, что граждане Республики Беларусь как носители конституционных прав и обязанностей являются участниками конституционных правоотношений. Участвуя в выборах, граждане выражают политическую волю по формированию органов власти, в том числе по избранию Президента Республики Беларусь.

Конституционный Суд указывает, что при реализации политических прав граждане должны учитывать, что в  соответствии с частью второй статьи 3 Конституции любые действия по изменению конституционного строя и достижению государственной власти насильственными методами, а также путем иного нарушения законов Республики Беларусь наказываются согласно закону.

Конституцией не допускается создание общественных органов или организаций, правомочных пересматривать итоги выборов Президента Республики Беларусь.

Создание Координационного совета, определившего своей целью пересмотр итогов выборов Президента Республики Беларусь, в порядке, не предусмотренном ни Конституцией, ни избирательным законодательством, является неконституционным.

Конституционный Суд считает, что в настоящее время соблюдение режима конституционной законности является безусловным и необходимым условием деятельности всех субъектов общественно-политических отношений и граждан нашей страны в целях обеспечения противодействия любому деструктивному воздействию на стабильность и суверенитет государства, гражданский мир и согласие в обществе, устойчивость конституционного строя.

http://www.kc.gov.by/document-67563