ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…

С 1 января 2020 года в нашей стране вступает в силу новый Жилищный кодекс Республики Беларусь.

Данным документом внесены изменения в законодательство по вопросам правового регулирования жилищных отношений. В нём учтен наработанный практический опыт применения законодательства в жилищной сфере.

Изменились подходы к принятию граждан, проживающих в Минском районе, на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий. При принятии на такой учёт будет учитываться сумма общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании гражданина и проживающих  совместно с ним членов его семьи в городе Минске и населённых пунктах Минского района.

Закреплены нормы относительно учета нуждающихся в улучшении жилищных условий иностранных граждан, лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории страны.

Урегулирован вопрос с нормой площади для нуждающихся в улучшении жилищных условий: уточнен состав площадей помещений, подлежащих включению в общую жилую площадь. В настоящее время это сумма жилой площади и площади пола подсобных помещений, кроме площади пола балконов и лоджий. Исключение составят также террасы и неотапливаемые холодные помещения.

Определена четкая структура извещения об оплате жилищно-коммунальных услуг и плате за пользование жилыми помещениями с расшифровкой фактических затрат по жилому дому.

Предусмотрен принцип справедливой платы за общее имущество. Все затраты по обслуживанию общей площади, лифтов будут рассчитываться исходя из доли собственника  в общем имуществе. Жильцы блокированных жилых домов на общей территории смогут объединяться в товарищества собственников.

Урегулированы вопросы счетов, на которых аккумулируется плата за капитальный ремонт. У них появится статус «спецсчета», не позволяющий списывать с них накопленные плательщиками жилищно-коммунальных услуг деньги в бесспорном порядке по исполнительным и иным документам.

Операции по специальным счетам приостанавливаться не будут, арест на них не  будет налагаться, кроме случаев, связанных с предотвращением легализации доходов, полученных преступным путем.

Многие изменения направлены на упрощение взаимоотношений членов товариществ собственников.

Исключено такое понятие как управление управляющей организацией. Для многоквартирных жилых домов существует два способа управления: самоорганизация с помощью товарищества собственников и через уполномоченное лицо (госзаказчика).

Принимать решения в товариществах собственников станет проще. Для ликвидации товарищества собственников или отчуждения имущества при реконструкции будет достаточно 2/3 голосов.
Упрощён и порядок принятия решений посредством использования интернета для голосований.

Заочное голосование в виде опроса остается, но оно может быть проведено в электронном виде, онлайн. В случае, если собственник не сможет присутствовать на общем собрании, он может выразить свою волю по повестке дня досрочно путём передачи заполненного и подписанного бюллетеня.

Установлены новые правила для граждан, проживающих в общежитии.

Предусмотрен механизм воздействия на тех граждан, кто мешает проживанию других жильцов в общежитии, портит имущество.

При этом законодательно закреплено, что если гражданин три раза привлекается к административной ответственности за такие поступки, его можно выселить по требованию наймодателя.

Бывшим воспитанникам детских интернатных учреждений предоставлено право на первоочередное предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда в общежитиях, за исключением находящихся в ведении специализированных учебно-спортивных учреждений, предоставляемых на период спортивной подготовки. Раньше на первоочередное предоставление жилых помещений в общежитии имели право только воспитанники интернатов.

Одновременно в число тех, кто может претендовать на место в общежитии в первоочередном порядке, включены граждане, имеющие положительные рекомендации после прохождения срочной военной службы.

В целях финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций за ними закреплено право повторно предоставлять освобождаемые жилые помещения государственного жилищного фонда, построенные за счет средств местных бюджетов, целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов, инновационных фондов, а также льготных кредитов Белагропромбанка и переданные в коммунальную собственность (либо в ее пределах в ведение организаций, не относящихся к сельскохозяйственным).

Определены новые подходы по предоставлению и использованию арендного жилья.

Социально незащищенные категории граждан, проживающие в арендном жилье, и имеющие право на жилое помещение социального пользования, могут переводить занимаемое ими арендное жилье в жилое помещение социального пользования. Регламентировано право на перевод в категорию жилых помещений социального пользования квартир, нанимателями которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей по заявлению их законных представителей. В настоящее время это право предоставлено только лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после достижения ими 23-летнего возраста.
Размер платы за пользование арендным жильём определяется исходя из установленной правительством базовой ставки с учетом понижающих или повышающих коэффициентов в зависимости от месторасположения.
Новацией Жилищного кодекса является устранение пробела в законодательстве: указаны понижающие коэффициенты для отдельных категорий граждан в отношении жилищного фонда как коммунальной, так и республиканской форм собственности. Право на пониженную арендную плату за пользование арендным жильем имеют молодые специалисты, преподаватели вузов, работники сферы культуры и др.

По-прежнему на получение жилых помещений социального пользования вправе претендовать многодетные семьи, инвалиды I и II группы, одинокие неработающие пенсионеры, семьи с детьми-инвалидами и другие категории граждан, определяемые Указом Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 года № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений».

Определено, что жилое помещение социального пользования при его предоставлении не может быть менее однокомнатной квартиры.

На законодательном уровне закреплена обязанность исполкомов предоставлять жилые помещения с безбаръерной средой гражданам, имеющим с инвалидность,  в период владения ими государственным жилищным фондом. Исполкомы наделены компетенцией предоставлять им равноценные жилые помещения в жилых зданиях с подходящей инфраструктурой, расположенные на первом-втором этажах.

Из сферы регулирования Жилищного кодекса исключены отношения, связанные с приватизацией жилья государственного жилфонда и предоставления таких жилых помещений по договорам поднайма ввиду истечения в 2016 году срока обращения за приватизацией.

Исключен институт поднайма применительно ко всем видам жилых помещений как государственного, так и частного жилищных фондов.