Юридическая экспертиза

Система органов и должностных лиц, обеспечивающих контроль и осуществление нотариального обслуживания

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
(ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА И КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НИЖЕСТОЯЩИХ ОРГАНОВ)
(интернет-сайт: http: //www.minjust.by, e-mail: kanc@minjust.by)
Телефон8 (017) 200-86-87, 200-97-55
Телефон доверия8 (017) 306-37-30

МИНИСТР ЮСТИЦИИ —  СЛИЖЕВСКИЙ Олег Леонидович
график приема: первая среда каждого месяца с 8.00 до 13.00 (кабинет № 321)

ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА — СТАРОВОЙТОВ Николай Михайлович
график приема: третья среда месяца с 8.00 до 13.00 (кабинет № 301)

Прием граждан Министром юстиции осуществляется:
по предварительной записи помощником Министра по телефону 8 (017) 200-96-84

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЮСТИЦИИ ГОМЕЛЬСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА
(КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НОТАРИАЛЬНЫХ КОНТОР И НОТАРИАЛЬНЫХ БЮРО)
Телефон приемной:  8 (0232) 75-61-40

НАЧАЛЬНИК ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ — МАКАРЕВИЧ Валентин Владимирович

ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЮСТИЦИИ – НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ — ГУРЖИЙ Андрей Анатольевич

Контактный телефон: 8 (0232) 33 42 91

Порядок проведения обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового уровня

 

Главным управлением юстиции Гомельского областного исполнительного комитета проводится обязательная юридическая экспертиза нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового уровня.

Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

К локальным нормативным правовым актам, не подлежащим обязательной юридической экспертизе, относятся в том числе акты:

действие которых ограничивается нормотворческим органом (его территориальными органами), подчиненными ему (входящими в его состав, систему) организациями, в том числе в случаях, когда территориальные органы, подчиненные (входящие в состав, систему) организации не определены непосредственно в тексте такого акта;

распространяющие свое действие исключительно на работников нормотворческого органа (его территориальных органов), подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций, в том числе в случаях, когда эти работники индивидуально не определены в тексте такого акта;

предусматривающие создание и (или) определяющие порядок деятельности структурных подразделений, комиссий и иных формирований нормотворческого органа (его территориальных органов), подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций;

обладающие вышеуказанными признаками, однако подлежащие в соответствии с законодательством совместному принятию либо согласованию с государственным органом, реализующим государственную политику в определенной сфере.

При этом действие таких нормативных правовых актов, не должно затрагивать прав, свобод и обязанностей иных граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц.

Обязательной юридической экспертизе не подлежат также регламенты коллегиальных органов, технических и локальных нормативные правовые акты, нормативные правовые акты, содержащие государственные секреты.

Нормативные правовые акты представляются для проведения обязательной юридической экспертизы в 10-дневный срок со дня их принятия.

Обязательная юридическая экспертиза нормативных правовых актов проводится в течение 10 рабочих дней.

При срок проведения обязательной юридической экспертизы может быть продлен не более чем на 10 рабочих дней в случаях, установленных законодательством.

При наличии по нормативному правовому акту замечаний, касающихся необходимости доработки акта в соответствии с требованиями нормотворческой техники, главное управление юстиции может внести в нормотворческий орган предложение о доработке акта в рабочем порядке в течение 5 рабочих дней. При получении согласия руководителя (заместителя руководителя) нормотворческого органа на устранение имеющихся замечаний срок проведения обязательной юридической экспертизы продлевается на 5 рабочих дней.

Критериями оценки нормативных правовых актов являются:

соответствие Конституции Республики Беларусь, нормативным правовым актам Президента Республики Беларусь, законам Республики Беларусь и иным нормативным правовым актам большей юридической силы по отношению к оцениваемому нормативному правовому акту, в том числе устанавливающим требования нормотворческой техники;

соответствие международным договорам Республики Беларусь.

При проведении юридической экспертизы не подлежат оценке установленные в нормативных правовых актах финансовые показатели, индексы, коэффициенты, нормативы, лимиты и иные показатели, а также формулы их расчета, за исключением оценки их соответствия показателям, установленным нормативными правовыми актами большей юридической силы;

По результатам проведения обязательной юридической экспертизы выносится одно из следующих заключений:

заключение, содержащее обоснованный вывод о соответствии нормативного правового акта установленным законодательством критериям и допустимости его включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (положительное заключение);

заключение, содержащее обоснованный вывод о несоответствии нормативного правового акта установленным законодательством критериям и недопустимости его включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (отрицательное заключение).

В случае вынесения положительного заключения одна копия нормативного правового акта на бумажном носителе с оттиском штампа главного управления юстиции и его электронная копия в виде файла с текстом указанного акта направляются в Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.

 

Перечень основных нормативных правовых актов, регулирующих порядок проведения обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов

Указ Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. № 369 «О Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь»

Указ Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. № 359 «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности»

Указ Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 711 «О некоторых вопросах осуществления обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов»

Декрет Президента Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 3 «О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь»

Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2006 г. № 1244 «Об обязательной юридической экспертизе нормативных правовых актов»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 марта 2009 г. № 404 «Об утверждении Положения о порядке формирования, финансирования и контроля за выполнением государственных, региональных и отраслевых программ и признании утратившими силу отдельных постановлений Совета Министров Республики Беларусь»

Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 26 сентября 2006 г. № 59 «Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия Министерства юстиции Республики Беларусь, Национального центра правовой информации Республики Беларусь и главных управлений юстиции областных исполнительных комитетов по вопросам включения нормативных правовых актов в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, а также об особенностях оформления и представления текстов нормативных правовых актов в электронном виде»

Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 12 октября 2006 г. № 62 «О реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2006 г. № 1244»

Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях»

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 30 июня 2009 г. № 88/124 «Об утверждении Инструкции по методике подготовки финансово-экономических обоснований к проектам нормативных правовых актов».

 

Перечень документов, представляемых для проведения обязательной юридической экспертизы

В главное управление юстиции для проведения обязательной юридической экспертизы представляются:

1. Оригинал нормативного правового акта и 2 его копии;

2. Файл с текстом указанного акта;

3. Сопроводительное письмо, содержащее сведения о работниках структурных подразделений нормотворческого органа, ответственных за разработку нормативного правового акта, а также о представителях юридической службы, осуществлявших юридическую экспертизу проекта нормативного правового акта, подписанное руководителем нормотворческого органа, принявшего  данный акт, или его заместителем, управляющим делами райгорисполкома;

4. Обоснование необходимости принятия (издания) нормативного правового акта, включая финансово-экономическое обоснование, подписанное руководителем нормотворческого органа, принявшего  данный акт, или его заместителем либо управляющим делами райгорисполкома.

В обоснование, помимо финансово-экономического обоснования, должна быть включена информация:

о целях подготовки проекта нормативного правового акта, предмете правового регулирования его структурных элементов, изменяющих существующее правовое регулирование;

о проведенном анализе законодательства Республики Беларусь и практики его применения, законодательства иностранных государств, публикаций в средствах массовой информации, обращений граждан и организаций, относящихся к предмету правового регулирования проекта нормативного правового акта;

о всестороннем и объективном прогнозе предполагаемых последствий принятия (издания) нормативного правового акта;

о перечне нормативных правовых актов (их структурных элементов), подлежащих признанию утратившими силу, изменению и (или) дополнению, а также разработке в связи с принятием (изданием) нормативного правового акта (при их наличии).

5. Выписка из документа (его копия), обосновывающего отсутствие руководителя нормотворческого органа, в случае подписания принятого нормативного правового акта лицом, исполняющим обязанности руководителя данного органа;

6. Сведения о согласовании проекта нормативного правового акта в порядке, установленном пунктом 119 Правил подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. № 359 «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности»;

 

Перечень методических разъяснений главного управления юстиции по вопросам обязательной юридической экспертизы

От 31.08.2011 № 05.3-02/620 «О нормативных правовых актах»

От 22.09.2011 № 01-06/3811 «О требованиях нормотворческой техники»

От 10.10.2011 № 02-46/568 «Об обоснованиях необходимости принятия нормативных правовых актов»

От 22.03.2012 № 05.3-06/214 «О прекращении действия нормативных правовых актов»

От 10.04.2012 № 05.3-06/278 «О некоторых вопросах направления нормативных правовых актов на обязательную юридическую экспертизу»

От 31.05.2012 № 05.3-06/383 «О нормативных правовых актах»

От 04.01.2013 № 05.3-06/1 «О некоторых вопросах вступления в силу нормативных правовых актов»

От 09.04.2013 № 05.3-06/293 «О некоторых вопросах обязательной юридической экспертизы»

От 30.10.2013 № 05.3-06/780 «О некоторых вопросах принятия нормативных правовых актов»

От 18.03.2014 № 04-03/7 О некоторых вопросах согласования проектов нормативных правовых актов

От 14.07.2014 № 04-03/32 Об ограничении реализации алкогольных напитков

От 06.10.2014  № 04-03/41 О некоторых вопросах обязательной юридической экспертизы

От 16.03.2015      № 04-03/5 «О требованиях к подготовке проектов нормативных правовых актов»

От 30.04.2015      № 04-03/11 «О нарушениях при подготовке нормативных правовых актов и их направлении на обязательную юридическую экспертизу»

От 16.10.2015 № 04-03/60 «О некоторых вопросах подготовки проектов нормативных правовых актов»

От 08.12.2015 г. № 04-03/70 «Об установлении и изменении границ сельских населенных пунктов»

 

 

Назад     Вернуться на главную